Latest posts by Ксения Трифонова (see all)
Структура программы конференции «Медиабизнес» газеты «Ведомости» сняла вопрос об актуальных проблемах отрасли: начиналась она с обсуждения судьбы иностранных СМИ в новых законодательных обстоятельствах, а заканчивалась — взаимоотношениями СМИ и рекламодателей.
Первая же дискуссия вскрыла разницу в управленческих подходах иностранных и российских медиа-менеджеров. Марк Фишер из Bauer Media Group Россия честно признался, что его компания все еще ждет четких указаний и рекомендаций от российских регуляторов относительно закона об ограничении доли иностранного участия в СМИ (действие которого наступит уже в феврале 2016 года). В то же время его коллеги Юлиана Слащева, генеральный директор «СТС Медиа», и Ольга Паскина, генеральный директор Discovery Networks в Северо-Восточной Европе, рассказали о том, как приводят свои бизнесы в соответствие с новыми требованиями. То есть наши управленцы быстро поняли, что ждать бессмысленно, поэтому шанс успеть в срок у их компаний есть. А вот за Bauer как-то волнительно.
В этом году «Ведомости» предложили необычный формат дискуссий с ключевыми спикерами — интервью на сцене. Маргарита Симоньян беседовала с Юлианой Слащевой (гендиректором СТС Медиа), Ксения Болецкая — с Екатериной Тихомировой (президентом «Европейской медиагруппы») и Дмитрием Чернышенко (генеральным директором «Газпром-медиа») . В этих беседах спикеры раскрыли много новостей. Юлиана Слащева рассказала о перезапуске телеканала «Перец» под новым брендом «Че» (примечательно, что холдинг проводит этот перезапуск в условиях сокращения всех бюджетов на 10%), а также о скором старте платного доступа на сайте СТС к новым сериям самых популярных сериалов (их можно будет посмотреть до выхода в эфир). Екатерина Тихомирова тоже представила новый проект холдинга — онлайн плеер «Хамелеон», объединяющий все радиостанции и дающий пользователям дополнительные развлекательные опции. Говоря о перспективах рынка, представители и телеиндустрии, и радио-бизнеса, сошлись в оценках: по итогам текущего года рынок упадет на 16–20%, а в 2016 останется на том же уровне. Представители рекламных агентств, вздохнули. Всем больно, и это понятно.
Однако, не все так плохо, и есть точки роста. По признанию Алексея Пивоварова, руководителя отдела трансмедийных проектов СТС Медиа, «диджитал — это единственное, что у нас растет». Действительно, аудитория традиционного «смотрения» и «смотрения в интернете» некоторых сериалов (в пример приводился «Лондонград») сопоставимы. В этой связи у индустрии обострились отношения с медиаизмерителями (сейчас монополия на измерения у TNS Gallup): метрики не учитывают аудиторию, потребляющую телевизионный продукт онлайн. Уже сейчас специально созданный индустриальный комитет по медиаизмерениям готовит предложения по изменению метрик, которые представит в следующем году. Это будут, очевидно, большие новости для всего рынка.
Дискуссионная панель о новостях объединила и агрегаторов, и традиционные площадки. Оказывается, количество новостей ежегодно утраивается (сообщил Юрий Погорелый из «Интерфакса»), при этом у аудитории появился запрос на хорошие новости (то есть, позитивные) и объяснительную журналистику (отметила Татьяна Исаева из «Яндекс.Новости»), но в большом потоке информации «люди задолбались искать и анализировать» (заключила Ксения Лукичева, креативный директор ivi.ru, а в прошлом — редактор Adme.ru). Именно поэтому люди реагируют эмоциями — либо на плохое, либо на хорошее. Как управлять таким перекосом? По словам Германа Клименко, основателя агрегатора Mediametrics, 70% перепостов новостей в социальных сетях делают «новостные профессионалы» (то есть люди, которые по тем или иным причинам ежедневно заходят на новостные порталы), их примерно 6 млн человек. Можно сказать, вот она — информационная совесть нации. К слову, разговор о «новостных профессионалах» уже породил дискуссию в соцсетях. На этот раз инициатором выступил Демьян Кудрявцев.
Обсуждая новости, не обошли стороной и специализированные СМИ. Дмитрий Навоша, генеральный директор Sports.ru, видит пути успеха для нишевых СМИ в развитии мобильных приложений и создании специфических информационных экосистем для пользователей в зависимости от их интересов. А вот новый глава бюро WSJ Нейтан Ходж, до этого работавший в бюро в Афганистане, рассказал, что уважаемое среди финансистов издание уже несколько лет назад приняло решение двигаться в сторону general news. Кстати, Нейтан отлично говорит по-русски, а до переезда в Россию был военным корреспондентом.
Вопрос из зала о том, не следует ли каждую негативную новость уравновешивать позитивной, так как «российское общество не готово к такому потоку плохих новостей», напомнил легенду об американских кинопроизводителях, которые сговорились во время Великой депрессии выпускать только два вида фильмов: сладкие красивые сказки, чтобы люди могли отвлечься и забыть о голодных детях дома, либо фантастические фильмы ужасов, чтобы они видели, что бывает и хуже. В общем-то, проверенная технология, можно брать.
На конференции снова вспомнили байку о том, что создатели Comedy Club когда-то приходили на СТС, но там им отказали в сотрудничестве. Последствия этого отказа явно положительным образом сказались на делах ближайшего конкурента канала — ТНТ. Игорь Мишин, генеральный директор ТНТ, отметил, что наличие в холдинге двух производственных компаний позволяет каналу довольно уверенно преодолевать кризис. Другим производственным компаниям, несмотря на все старания, не удалось в этом году сократить расходы на производство контента: хорошее оборудование, а главное — профессиональные люди — все еще стоят дорого. Так что все как у всех: при дорогом производстве оптимизировать расходы приходится за счет объемов. Лучше меньше, да лучше.
В целом, форум прошел без сенсаций, скандалов и интриг, а в конструктивной дружеской атмосфере обмена мнениями профессионалов. Было заметно, что хотя индустрия и переживает непростое время, участники рынка настроены позитивно. Ведь, несмотря ни на что, телевидение продолжает жить, новости все еще интересуют граждан, товары все еще нужно рекламировать, а, значит, все будет хорошо.