Юлия Тонконогова: «Будущее — за образованным клиентом, и за него надо бороться»

Юлия Тонконогова

Юлия Тонконогова, экс-сейлз «ВТБ Капитала», а ныне – руководитель онлайн-проекта для родителей Москвы ezhikezhik, в интервью FinBuzz поделилась своими достижениями за последние пять лет, рассказала о марафоне финансовой грамотности для родителей, который собирается запустить в июне, а также о том, почему банки должны быть заинтересованы в образовании населения. 

— Юлия, вы ушли из «ВТБ Капитала» и запустили свой проект ezhikezhik в 2012 году. Прошло уже пять лет. Скажите, за это время не изменились ли ваши взгляды — не жалеете ли вы, что ушли из инвестбанковской сферы?

— Да, действительно, прошло уже пять лет, но время летит так быстро, что мне кажется, это все было буквально год назад. Со многими своими бывшими коллегами я до сих пор общаюсь, а большая часть моих друзьей как раз из банковской среды, так что в каком-то смысле я не окончательно оторвалась от этой индустрии. Тем более, я сама активно управляю собственными сбережениями и слежу за рынками. Я не жалею, что ушла, однако иногда скучаю по деску, по тому постоянному движению и активности. Хотя активности мне и сейчас хватает, просто она совсем другая. С точки зрения личного и профессионального развития, у меня большой прогресс, можно сказать, я прошла полную переквалификацию и получила бесценный опыт в сфере диджитал.

— Чего удалось достичь за это время?

— Многого. Без стеснения скажу, что у нас, пожалуй, получилось сделать то, чего ни одному из наших конкурентов за это время добиться так и не удалось — мы стали самым большим и современным онлайн-проектом для родителей Москвы. Принимая во внимание, что опыта работы ни в подобных проектах, ни в медийных изданиях у меня до этого не было, результат по-моему неплохой. Но главное, что мы не останавливаемся и продолжаем развиваться. За последний год мы запустили несколько параллельных программ: семейный лекторий, первую в Москве программу лояльности для родителей; на подходе удобное приложение, которое совместит в себе афишу, каталог детских мест, скидочную карту и конечно онлайн-марафон финансовой грамотности, который пройдет в июне.

— Какая цель была у вас, когда вы запускали проект? Получилось ли выполнить задуманное?

— Основная цель — стать самой читаемой онлайн-афишей и журналом, быть интересным и удобным ресурсом для родителей, на точность и объективность информации которого они всегда могут положиться. Я считаю мы с этим почти справились.

Помогли ли ваши знания из прошлой сферы деятельности в собственном проекте?

— Если честно, то помогли не столько знания, сколько навыки. Работа во фронт-офисе приучает к ненормированному дню, развивает способность трезво и быстро оценить ситуацию, проанализировать риски и, если нужно, быстро принять решение об изменении стратегии. Подобная гибкость в подходе к собственному делу просто необходима. Звучит странно, но у нас катастрофически мало людей, которые могут адекватно разобраться в своем бизнесе — я сейчас говорю про проекты, с которыми сталкиваюсь в онлайн-сфере. Отчасти причина в относительно низком входном барьере, ведь запустить интернет-проект несложно, а вот трезво оценить свой целевой рынок, выработать стратегию развития и придерживаться ее, балансируя между операционной эффективностью и планами по росту — задача уже не самая тривиальная. Инвестбанковское прошлое тут пришлось очень кстати.

— Что было самым сложным лично для вас за все это время? К чему, может быть, вы не были готовы, когда уходили из корпоративной жизни в свободное плавание?

— Вряд ли человек, мечтающий о создании собственного бизнеса и никогда до этого им не занимавшийся, может в полной мере предвидеть, что его ждет, когда он на этот шаг все-таки решится. Рассказы друзей-предпринимателей, прочитанные интервью с успешными и не очень стартаперами дают лишь примерное представление о том, как это бывает. Это все равно, что обдумывать, какие могут быть ощущения от прыжка с парашютом. Пока сам не попробуешь, не узнаешь. И можно ли быть к этому полностью готовым? Наверное, нет. Сначала сложным было все.

Я не была готова к тому, что в своем проекте ты работаешь 24 часа в сутки, у тебя нет ни выходных, ни отпуска. Надо было научиться проводить черту, расставлять приоритеты. У меня это заняло года три. Также не была готова к найму и увольнению сотрудников. Осознание того, что для некоторых людей работа в твоем проекте — просто заработок, и в них не найти такого же, как у тебя, интереса и понимания дела, поначалу очень сбивало с толку. Это большая проблема малого бизнеса, он зачастую не создает достаточной мотивации людям для профессионального, социального или материального развития, а это ведет к частому обновлению кадров и, как следствие, тормозит бизнес. Еще, конечно, непросто было понять, как все-таки у нас работает медийный и онлайн рынок, — здесь тоже оказалось, что теория сильно расходится с практикой.

— Вы упомянули, что в июне собираетесь запустить онлайн-марафон по финансовой грамотности. Расскажите об этом подробнее.

— Эту идею я вынашивала очень давно, еще до того, как поднялась целая волна акций по финансовой грамотности, захлестнувшая, как уже кажется, все школы и образовательные учреждения города. В современном мире каждому необходимы минимальные знания о том, что такое деньги, сколько они стоят, от чего эта стоимость зависит, как правильно смотреть на кредитный продукт и пользоваться им так, чтобы не оказаться по уши в долгах, как выстраивать семейный бюджет и планировать сбережения. Это прекрасная инициатива, я ее полностью поддерживаю. Однако, я считаю, что кроме образования детей, надо обязательно рассказывать об этих вещах и взрослым. Думаю, что мои знакомые из банков могут вспомнить много случаев, когда к ним обращаются друзья или родственники с вопросами вроде: «Не купить ли сейчас доллары?» или «В каком банке можно быстрее и выгоднее взять кредит?», «Нормально ли положить деньги на депозит в тот или иной банк?» При этом потом эти люди в большинстве своем и кредиты в валюте берут, не имея соответствующего валютного дохода, и депозиты в сомнительные банки размещают, только потому, что там ставка высокая. Заканчивается это часто не очень красиво, как мы знаем. Все это подтверждает необходимость подобных образовательных инициатив.

Я долго искала людей, с которыми можно было бы сделать такой проект, но потом случай свел меня со Светланой Шишкиной, которая начинала эту тему в одном из банков. Мы обсудили идею и решили собрать несколько инвестиционных консультантов и провести такой онлайн-марафон для родителей.

— Как вам кажется, в чем причина того, что у нас в стране есть проблемы с финансовой грамотностью?

— Во-первых, у нас никогда не было специального финансового образования для широких масс. В школах этому не учили, простых и доступных образовательных курсов не было. У многих людей, переживших кризисы 90-х, еще живы довольно мрачные воспоминания об их опыте с банками и финансовыми продуктами. Ими они охотно делились со своими детьми, а развеять эти страхи никто целенаправленно не пытался.

Во-вторых, на заре становления банковского бизнеса основным мерилом успеха была маржинальность: заработал много денег за короткое время — и хорошо, даже если потом клиентов потерял безвозвратно. Многие продукты продавались без адекватной оценки риска, клиентам никто ничего не рассказывал, о последствиях не предупреждал, так как в фазе бурного роста с низкой базы на такие вещи внимания не обращают. У банков как у основных участников этих отношений заинтересованности инвестировать в образование своих клиентов никогда не было. Поэтому, мне кажется, что низкий уровень финансовой грамотности сегодня — это естественное следствие эволюционного витка всей системы.

Как это можно исправить, на ваш взгляд?

— Мне кажется, необходимость подобного образования должна заинтересовать сами банки. По мере роста конкуренции на рынке становится очевидно, что будущее — за образованным клиентом, и за него надо бороться. Без этого долгосрочная модель развития обречена. Банкам, для которых словосочетание «лояльность клиента» не пустой звук, надо развивать отношения, в том числе в части повышения финансовой грамотности своих клиентов. И дело тут не только в том, что сейчас законодательная защита клиентов становится лучше и банки обязывают объяснять суть продаваемых продуктов, в этом есть и более важный аспект — это формирует доверие системе, выстраивает отношения с банком на совсем другом уровне. Родители потом это отношение передадут своим детям, и уровень проникновения банковского продукта понемногу начнет увеличиваться от поколения к поколению. Это не быстрый процесс, но нам как онлайн-порталу это близко, так как наши читатели в основном молодые родители — наиболее активная часть населения, которая как раз и может использовать широкий спектр банковских продуктов. Мне бы хотелось, чтобы ezhikezhik в этом смысле мог помочь им и в финансовой сфере.

Людей всегда пугает неизвестное, а если мы сможем познакомить пользователей с тем, что предлагают банки, это шаг по направлению к тем самым долгосрочным отношениям. Банки в этом тоже должны быть заинтересованы. Мы сейчас работаем надо тем, чтобы найти подходящего партнера, возможно, совместно с этим банком можно будет организовать на постоянной основе образовательный проект, совместить это с предложением актуальных банковских продуктов по специальной программе, в каком-то смысле использовать нашу платформу и как виртуальный лекторий, и как точку продаж.

— Какие цели вы ставите себе на следующие пять лет?

— Проект такого плана как наш можно развивать бесконечно, это как конструктор, в который можно по мере необходимости добавлять новые модули, адаптировать под другие регионы или сегменты пользователей. Но мне хочется его вывести на уровень, когда мы сможем быть не только информационным звеном между москвичами и событиями в городе, но создадим нашим пользователям-родителям платформу для связи с бизнесом — финансовыми или торговыми организациями. Целевая аудитория нами охвачена, нужно найти бизнес, которому было бы интересно предложить ей свой продукт. Подобная синергия медиаресурса и субъектов экономики города, на мой взгляд, вполне может быть следующим этапом развития. В дальнейшем я готова попробовать что-то новое, возможно, поработать в качестве консультанта или управляющего проектом, правда, теперь уже точно в разрезе диджитал.

Юлия Тонконогова
Юлия Тонконогова

Фото: личные архивы