Япония за 16 дней: научиться читать иероглифы и не опаздывать на поезда

Дарья Маслова (FinBuzz) и Александр Оспищев (Sberbank CIB)

В Японии сейчас пора цветения сакуры, но японцы помнят, что все призрачно: сильный ветер с океана или мощный ливень — и цветы облетят. Правда, останутся шинкансены, самые чистые в мире улицы, бесподобные буддистские храмы с их садами камней, светлые улыбки кротких японцев, горячие источники, могучая Фудзи, сакэ и суши — в общем, все то, ради чего сюда стоит ехать. И возвращаться. Александр Оспищев из Sberbank CIB и редактор FinBuzz Дарья Маслова разработали свой 16-дневный маршрут.

Из Москвы Япония справедливо представляется нечитаемым иероглифом — переломился прут страха с легкостью, причем в первые 10 минут, еще в аэропорту. Какой только сквозь щель собственной узости ни вообразишь Японию оттуда, где солнце встает на шесть часов позже: поезда, иероглифы, еда, культурные коды! Но весь этот неалфавит с первой секунды и до самого конца нас не побеспокоил. Хитросплетения железных дорог с легкостью расплетаются при помощи табло и вообще интуитивно. А еще, давайте не будем называть себя настоящими путешественниками — с приходом GPS и Google путешествия закончились и начался туризм.

Во-первых, Google до минуты показывает время отправления поезда, номер платформы, варианты пересадок, во-вторых, в нем есть еще и Google Translate: любую надпись на иероглифах можно сфотографировать, и гаджет выдаст довольно сносный перевод на английский. А еще иероглиф можно описать — так мы с Александром разработали правило первого знака. Вход в нужный ресторан/отель/поезд распознавался примерно так: «Ищи елочку с бровками и этажерку из «Икеи» или «Нам нужен семисвечник и дырка в дырке». Иногда, правда, запнувшись об очередную «этажерку», «деда с бородой», «инвалидный стульчик» или «двух инопланетян» цеплялись за единственно доступное для понимания — арабские цифры. На надгробиях, впрочем, японцы указывают даты в иероглифах. Вспоминается совершенно чудесное кладбище в Киото при храмовом комплексе Киёмидзу-дэра.

Еду, как оказалось, можно смело заказывать даже не зная, как переводится «самолетик» — все свежее и вкусное. Мы неоднократно оказывались в ресторанах без английского меню, но поскольку японцы играют в другой культурной лиге, нам ни разу не позволили почувствовать себя идиотами, да и улыбка — язык универсальный.

Из общих вещей, которые не переставали удивлять ни на секунду — чистота. Япония — самое большое чистое место на Земле, из тех, что созданы и обслуживаются человеком. Чисто на улицах, в поездах и метро, отелях, храмах.

Япония началась еще в самолете авиакомпании Japan Airlines: с меню, гигиенических принадлежностей и высокотехнологичных кресел. В Токио в день прилета шел дождь, в отеле (чек-ин традиционно по всей Японии начинается с 15 часов) нам выдали белые зонты, как у всех; их, кстати, оставляют при входе в общественные места под замком, и потом зонт, как пальто, по номерку возвращается хозяину. Не буду описывать достопримечательности Токио, на то есть путеводители. Тем не менее, начинать знакомство с этой страной с Токио идеологически верно. Токио — город столичный: шумный, разный, богатый, лощеный. После двух очень-очень городских токийских дней нам было легко и радостно отправиться в «деревню» Хаконе: там нас ждали традиционная японская баня (это когда даже самый большой здоровяк-борец сумо садится на мааааленький стульчик и с полчаса, а то и час, трет себя мылом, а потом плюхается в горячую ванну, которую питает источник), озеро Аши, запах серы (вокруг не прекращается вулканическая активность, и из-за этого уже почти год как закрыта часть канатной дороги и долина гейзеров) и пасторальная тишь.

После двух ночей в отеле Хаконе, в округе которого не нашлось ни одного ресторана, мы с радостью отправились обратно в цивилизацию, в Киото — хотя здесь важно оговориться: цивилизация в Японии не заканчивается нигде, и подтверждением тому служат безупречно-чистые, нашпигованные техникой туалеты, которые есть даже в самой заброшенной дыре.

Киото — это что-то вроде нашего Питера: храмовый, не такой перенаселенный, как Токио, исторический, славный и уютный город. Александр предложил отличную идею — заказать на TripAdvisor пешую экскурсию по городу (позже мы брали велосипедную экскурсию в Осаке и прогулку по злачным местам в Токио). Так мы узнали, в каком возрасте май-ко становятся гей-ко, и увидели необычный буддистский сад камней, созданный в эпоху модерн при храме Тофуку-дзи. Это сад, состоящий из четырех групп камней и валунов, расположенных на площадке, посыпанной гравием. Ежедневно монахи разлиновывают гравий в причудливые круги, не оставляя следов человеческих ног. В крайнем правом углу западной стороны расположены пять покрытых мхом «гор» и одиночный бонсай в правильном прямостоячем стиле. Позже мы увидели немало удивительных садов при других храмах, но первый, модернистский, запомнился особенно.

Продолжая традицию чередования город/деревня, мы взяли путь на Коя-сан, гору со 140 храмами. Жить пришлось тоже в храме, вернее, при монастыре: за 250 долларов монахи предложили нам немного: татами, пару матрасов и одеял, а также вегетарианский ужин. В это время года на высоте 800 метров над уровнем моря в лесу еще прохладно, так что только врубленный на 30 градусов кондиционер и опять же, полюбившаяся японская баня, нас спасли  в коридорах и общем туалете на этаже температура воздуха стремительно приближалась к нулю. Тем не менее, каждому, кто едет в Японию, я посоветую испытать этот опыт: утренняя служба буддистского монаха, новые откровения во вкусах вегетарианских яств, а также магическая красота и умиротворение горы Коя компенсируют любые бытовые неудобства и материальные затраты.

Следующей точкой на карте стала Осака, за свой полупромышленный характер и простоту облика проходившая у нас под кодовым названием «Екатер». Этот город был взят за базу: дорога в Нару, первую столицу Японии, занимает час, в Хиросиму — два, так что впервые с начала путешествия мы смогли распаковать чемодан на четыре ночи. Впечатляет главный храм Тодай-Дзи в Наре — самая большая в мире деревянная постройка, вокруг которой бродит полторы тысячи добрых оленей-попрошаек. В Нару стоит съездить из Осаки одним днем, равно как и в Хиросиму, полностью восстановленную из пепла от урона, который нанес «Малыш» в 1945 году.

По самой Осаке мы брали шестичасовую велосипедную прогулку с местным гидом. В компании престарелой малазийки-риэлторши и веселушки из Канады на легких и удобных велосипедах мы с ветерком прокатились по Осаке, увидели ее совершенно с другой стороны, попробовали вьетнамской уличной еды, заехали в неплохой суши-бар, от души посмеялись друг над другом и культурными различиями, одним словом, ни на секунду не пожалели о решении взять вело-тур на полдня.

Через четыре дня в Осаке за два часа шинкансен домчал нас до Токио, и столица вновь напомнила о том, кто в Японии главный. Самые современные вагоны поездов, самые чистые в мире среди мегаполисов улицы, шикарные рестораны, небоскребы, красивые и счастливые люди, ланчующие целыми семьями прямо на траве, в тени склонившихся под весом цветов ветвей сакур. От вида цветущей сакуры нельзя устать: всякое сливовое, абрикосовое или вишневое дерево опушается в цветное облачко столь изысканно, что ни за что не наденет тот же наряд в следующем сезоне.

На контрасте, а впрочем, вполне гармонично вписывается в общую канву история про токийский район ночных развлечений в Шинжуку. Белые воротнички West Side мигрируют по вечерам в East Side, чтобы не скучать. В рамках индивидуальной экскурсии гид рассказала нам, как японцы «легализовали» не только игорный бизнес, но и индустрию развлечений для взрослых. Про места под вывеской «18+» мы узнали немного: есть некие авторизованные информационные центры, в которых дадут обзор всех нужных площадок, где, например, можно початиться с девчонкой за 2000 ¥ 20 мин. ($18) или где симпатичные мальчики заставят всякую пожилую даму почувствовать себя счастливой. Обычные бары (соседний район Golden Gai существует с 1945 г.) — на 8-10 человек, настолько малы, что нетрудно все 200 баров на район за ночь встряхнуть своим присутствием. Есть отдельный район с несколькими десятками самых приличных отелей с почасовой оплатой, которые пользуются популярностью прежде всего у самих японцев, обычно живущих в крайне стесненных бытовых условиях.

Япония невероятная: можно неправильно мыться в их бане, перепутать последовательность блюд, варварски вломиться в японскую повседневность, пусть даже от незнания, сто раз чудовищно ошибиться — но с Японией, как в компании тонкого, воспитанного, деликатного человека, больно стукаешься о свое дно не сию секунду, потому что воспитанный друг никогда не бросит друга в неловкости, но потом, когда наедине с самим собой попытаешься осмыслить собственное несовершенство. Во всяком случае на московскую плитку вот уже вторую неделю после возвращения не могу смотреть без слез: халтурная работа, кривые бордюры, какофония материалов, пылища — валуны в буддистском саду камней выглядят эстетичней.

1-го апреля в Токио расцвела вишня
1 апреля в Токио расцвела вишня
Биржа в Осаке
Биржа в Осаке
Многие буддистские храмы имеют внутри свои сады камней
Многие буддистские храмы имеют внутри свои сады камней
Ежедневно монахи разлиновывают гравий в причудливые круги
Ежедневно монахи разлиновывают гравий в причудливые круги
Монашеская келья - гостевой вариант
Монашеская келья — гостевой вариант
Гора Коя - удивительно умиротворенное место
Гора Коя — удивительно умиротворенное место
Тодай-дзи - самая большая в мире деревянная постройка
Тодай-дзи — самая большая в мире деревянная постройка
Статуя Будды в храме Тодай-дзи
Статуя Будды в храме Тодай-дзи

IMG_7363 IMG_7171

Обычное японское кладбище
Обычное японское кладбище
Тысячи тори храма Фушими Инари в Киото – это пожертвования частных лиц и компаний, стоимость начинается от 400 000 йен и возрастает до более одного миллиона йен
Тысячи тори храма Фушими Инари в Киото – это пожертвования частных лиц и компаний, стоимость начинается от 400 000 йен и возрастает до более одного миллиона йен
Корабль курсирует по озеру Аши
Корабль курсирует по озеру Аши
Крейсерская скорость синкансенов - 320 км/ч
Крейсерская скорость синкансенов — 320 км/ч

IMG_6913 IMG_7659

Сброшенный на Хирасиму "Малыш"
Сброшенный на Хиросиму «Малыш»
Одно из немногих зданий, уцелевших после взрыва в Хиросиме
Одно из немногих зданий, уцелевших после взрыва в Хиросиме
По Наре разгуливают олени-попрошайки
По Наре разгуливают олени-попрошайки

IMG_7802

IMG_8428

Район развлечений Шинжуку
Район развлечений Шинжуку

IMG_6876 IMG_7539 IMG_7597 IMG_7936

Фото: личные архивы