Выпускники бизнес-школы «Сколково» открыли городской клуб

Михаил Хомич, Артем Овечкин, Александр Филатов, Оскар Хартман и Юрий Белонощенко

В пятницу, 20 ноября, в Cabinet Lounge состоялась встреча выпускников московской школы управления «Сколково» — Skolkovo Alumni City Club. В программу вечера входило ток-шоу «Гид по новому курсу», благодаря которому гости могли узнать, как сохранить и приумножить бизнес в кризис, причем речь шла не только о привычных интернет-магазинах и индустриальных компаниях, но и о стрип-клубах, а также маркетинге, построенном на анализе мозга.

В формате Skolkovo Alumni Club выпускники школы собрались впервые. В Cabinet Lounge на входе каждому наклеивали бейдж с написанным от руки именем. «Уберите свой снобизм и будьте проще», — призывал всех со сцены ведущий. Он также напомнил, что здесь вероятны не только профессиональные, но и личные знакомства. На мероприятии работала Connecting Wall, на которой любой мог прикрепить визитку на интересующую его секцию, в числе которых были «предложения бизнес-возможностей», «желание стать ментором», «поиск партнера для отпуска и развлечений» и многое другое.

Когда все собравшиеся расселись за круглые столы, им было предложено за десять секунд представиться и рассказать остальным, чего они ждут от первой встречи Skolkovo Alumni Club. Задача осложнялась тем, что приходилось отчаянно перекрикивать диджейскую музыку и пытаться отыскать взгляды собеседников сквозь мелькающие лучи светомузыки. Впрочем, возможно, именно эти препятствия невольно и оказались ключевым фактором, объединившим слегка растерянных выпускников «Сколково».

Затем внезапно открылся занавес, и на сцене появились ведущие ток-шоу «Гид по новому курсу» Юрий Белонощенко и Михаил Хомич. Было сложно поверить, что они находятся на расстоянии вытянутой руки от собравшихся. Создалось полное ощущение, что ведущие смотрят на зрителей из телевизора.

К ним присоединились Оскар Хартманн (KupiVIP.ru), Александр Филатов (ЧТПЗ) и Артем Овечкин. Представляя последнего, Михаил Хомич ехидно отметил, что все наверняка неоднократно бывали в принадлежащих тому заведениях – стриптиз-клубах Virgins и Burlesque. Словив на себе несколько удивленных и негодующих взглядов из зала, он тут же добавил: «О, я вижу, что многие уже готовы отдать Артему визитки обратно».

Ключевой темой вечера стал вопрос, как не потерять, а заработать деньги в кризис. Оскар Хартманн, недавно вернувшийся из Японии, большую часть своего ответа на него построил на рассказе об опыте, полученном в этой стране. Александр Филатов напомнил, что на MBA учат: долг не должен превышать выручку. «В кризисное время надо стараться удешевлять долги, причем чем раньше, тем лучшее. Надо щепетильно работать с кредитами, не брать короткие займы, так как они самые дорогие, и не допускать кассовых разрывов», — пояснил он.

Артем Овечкин безапелляционно заявил, что когда у всех все плохо, у него в бизнесе становится только лучше. При этом он явно старался увести ведущих от столь забавляющей их темы стриптиза в сторону более возвышенных материй. «Если человека уволили, он начинает заниматься мозгом и приходит в мою компанию по исследованию развития мозга. Далее люди обычно начинают думать о здоровье и приходят в принадлежащую мне школу йоги. Ну а затем, да, если человек нашел стрессовую работу, он становится клиентом моего клуба», — считает Артем Овечкин. По его мнению, чем бы вы ни занималась, если ваш бизнес приносит значимую пользу, а не мнимую, вы всегда получите прибыль.

Михаил Хомич не удержался и снова ввернул про стриптиз, однако уже с более научной точки зрения: «Компания Артема занимается разработкой нэо-маркетинга, то есть изучением рекламы, связанной с мозгом. К примеру, у Артема в клубе в каждый гардеробный номерок встроен датчик, вычисляющий, в какой зоне клуба клиент тусуется дольше всего. Общие данные по всем гостям суммируются и анализируются».

Юрий Белонощенко поинтересовался источниками идей. По мнению Оскара Хартманна, анализ новостного потока для поиска идей является ошибкой. «Бизнес должен быть основан на чем-то фундаментальном, а если это просто реакция на текущий тренд, то ничего серьезного и долгоиграющего не получится», — пояснил он. Он также подчеркнул, что ни в коем случае не стоит слушать экспертов: 99,9% экспертных мнении о вашей идее будут отрицательными. Для Александра Филатова бизнес-идея – это всегда баланс аналитики и интуиции. Артем Овечкин придерживается мнения, что идея никогда не возникнет, если нет информации, что такое вообще возможно.

Наша осознанность – это глюк в голове, научно доказано, что по мыслям, которые, как нам кажется, мы только что поняли, за 8 секунд до этого уже было принято решение в нашей же черепной коробке. Поэтому Артем честно признался, что все его идеи – это лишь ответ на запрос вышестоящей инстанции, то есть мозга. «Рационального инструментария нет. Анализом я не занимаюсь. Вот сейчас говорят, что бизнес для бедных активно развивается, но я даже не знаю, что это такое», — сказал  он.

Вслед за этим в ток-шоу перешли к блоку «команда: что делать с людьми в кризис». Оскар Хартманн заявил, что его компания, наоборот, воспользовалась сложившейся ситуацией и нанимала сильных людей с зарплатой, которая три года назад казалась бы смешной. Он также рассказал о том, как важно расставаться с сотрудниками полюбовно, и поделился историей HR-директора компании Nokiа, который повесил на стену фотографии всех уволенных в ходе реструктуризации компании сотрудников и попросил их сообщать ему, когда они найду новую работу, после чего фотографии перевешивались на другую стену. В конечном итоге на первоначальном месте не осталось ни одной картинки.

История Александра Филатова оказалась противоположной: в кризис он возглавлял компанию «Русские машины», чья выручка упала на 60%. «В тот момент численность сотрудников составлял 140 000 человек, и если бы мы не сократили 70 000 сотрудников и не снизили бы оставшимся зарплаты на 30%, компания бы закрылась. По сути, мы просто привязали свою структуру издержек к новой структуре выручки, в результате чего уже в 2010 году мы стали прибыльными. Увы, такие радикальные методы – единственный выход для больших компаний», — резюмировал он.

Следующий блок вопросов касался планирования: каков его горизонт в кризис. Оскар Хартманн, в очередной раз ссылаясь на опыт японцев, посоветовал брать горизонт в десять лет. Александр Филатов, как многие слушатели уже могли предположить, возразил своему коллеге. «В кризис мы не могли мечтать и планировать даже на год. У нас был  жесточайший кэш-менеджмент. Каждые три месяца мы раскладывали кэш-флоу, чтобы исключить эффект домино и непредвиденного коллапса». Артем Овечкин вообще признался, что живет настоящим и придерживается двухнедельного цикла фильтрации идей.

Финальный блок ток-шоу был связан с секретами повышения продаж в кризис. «Судя по несмолкаемому шуму в зале, здесь все что-то продают», — пошутил Оскар Хартман, потому что на протяжении всего мероприятия гостям приходилось перекрикивать непрерывные разговоры выпускников «Сколково», устроившихся на галерке. «Обычно неэффективный продажник делает всего 1% от того, что делает успешный мерчендайзер, а 99% отказов получает тогда, когда сам не верит в то, что предлагает клиенту. Для положительных результатов необходимо стать в десять раз активнее обычного человека и всегда говорить «всегда», — отметил он.

Александр Филатов подчеркнул важность коммуникаций: «В кризис все становятся по разные стороны баррикад, что осложняет жизнь каждому по отдельности, поэтому поставщикам, производителям и клиентам лучше работать сообща, чтобы вместе выжить». Артем Овечкин упомянул о важности технологии СRM. «Проблемы могут начаться всего лишь из-за того, что сейлзы забывают перезвонить».

Михаил Хомич снова не удержался и поделился с залом еще одним ноу-хау своего гостя. «Сайт клуба Артема устроен таким образом, что способен анализировать, с какого ресурса клиент на него попал. Если вы появились с портала «горячие брюнетки», то через несколько недель к вам на почту придет письмо с информацией о брюнетках в клубе».

«С точки зрения нашего мозга, удивление и счастье – одно и то же. Следуя этой логике, я лишь помогаю вам с удовольствием купить то, что вы хотели», — пояснил Артем, окончательно сломав все стереотипы про держателей стриптиз-клубов.

В конце ток-шоу ведущие подвели итоги сказанному и зачитали краткую инструкцию, основанную на ответах гостей. «Мало кто нас слушал, но мы старались», — резюмировал Михаил Хомич под бурные аплодисменты зала. Далее все выпускники с чистой совестью продолжили нетворкинг.

Юрий Белонощенко
Юрий Белонощенко
Михаил Хомич
Михаил Хомич
Оскар Хартманн (KupiVIP.ru) и Александр Филатов (ЧТПЗ)
Александр Филатов (ЧТПЗ) и Оскар Хартманн (KupiVIP.ru)
Председатель совета выпускников «Сколково» Гор Нахапетян и директор по корпоративным коммуникациям «Сколково» Анна Харнас
Председатель совета выпускников «Сколково» Гор Нахапетян и директор по корпоративным коммуникациям «Сколково» Анна Харнас
Генеральный директор агентства «Рус-Рейтинг» Александр Зайцев
Генеральный директор агентства «Рус-Рейтинг» Александр Зайцев
Директор по корпоративным коммуникациям «Сколково» Анна Харнас
Директор по корпоративным коммуникациям «Сколково» Анна Харнас
AluSkolkovo-0023
Михаил Воронин, старший партнер Winning The Hearts Group и Гил Петерсил, сооснователь компании MeetPartners

AluSkolkovo-0107

Фото: Константин Игошин