Вокруг света с Алексеем Савкиным: зачем идти на пиндабат?

Алексей Савкин принял участие в одном из древнейших ритуалов буддизма и узнал, зачем он нужен не только монахам, но и обычным людям. 

Рано утром тысячи буддийских монахов Юго-Восточной Азии выходят на пиндабат — старейший ритуал буддийской школы Тхеравады. С практической точки зрения это сбор подаяний в виде еды, которую жертвуют миряне. Этой пищей потом кормится вся община монастыря. Но у этого обряда, начало которому положил Будда 2600 лет назад, есть и другой смысл. Чтобы осознать его, я отправился в качестве помощника монахов собирать еду в маленькую деревеньку недалеко от таиландского городка Бан Понг.

Как организован пиндабат

Не знаю, есть ли еще в мире традиция, которая остается практически неизменной на протяжении почти миллиона дней (то есть более двух тысяч шестисот лет). Организационно все выглядит так: около шести часов утра монахи и их помощники (ими могут быть миряне и послушники, которые готовятся стать монахами) выходят в ближайшее селение — обязательно босиком и со специальными чашами, куда складывается подношение в виде еды. Молча они шествуют вдоль домов и магазинов. Люди уже встречают их — в одно и то же время на одном и том же месте.

На пиндабат обязательно идут босиком

В чашу кладут рис, на крышку от чаши — пакетики с разнообразной едой: мясом, овощами, фруктами, бутылки с водой, молоком, соками. Сюда же кладутся подношения в виде денег. Это, кстати, является отступлением от ритуала: считается, что монах не должен пользоваться наличными. Во времена Будды это, наверное, и получалось, однако сейчас прожить без денег затруднительно (монастырь, например, должен платить за коммунальные услуги). Поэтому монахи идут на такое допущение. Впрочем, как рассказал мне монах Аджан Хуберт, в Таиланде еще есть монастыри, где монахи не касаются денег.

После того как миряне положили еду, ученики-миряне берут пакетики и складывают их в сумки. Те, кто сделал подношение, садятся на корточки, проявляя этим глубокое уважение, и монахи благословляют их, читая им мантру, таким образом цитируя наставление из Дхаммы (в данном контексте «Дхамма» означает «Учение Будды»). Как правило, пользуются основной мантрой «Аю, Ванна, Сукха, Баланг», что означает — «долгой жизни, красоты, счастья, силы».

Те, кто сделал подношение, садятся на корточки, проявляя этим глубокое уважение
Монахи благословляют мирян, читая им мантру

В ящике довольно быстро собирается большое количество еды: люди подают с большой охотой и много. Это делают многие: торговцы на рынке, рабочие в мастерских, богатые и бедные семьи, молодые и старики.

Считается, что монах не должен пользоваться наличными

Собрав подношения, монахи возвращаются в монастырь. Еда раскладывается на столах, монахи подходят к ним по старшинству, после них еду берут те, кто живет в монастыре — рабочие и помощники.

Монахи подходят к столам по старшинству

Как правило, в монастырях нет кухни и холодильников. А еды так много, что ее нужно куда-то срочно девать. В некоторых монастырях еду потом отдают в школы и одиноким старикам.

Зачем нужен пиндабат?

Это все внешняя сторона пиндабата. Разумеется, у древнего ритуала есть глубокий внутренний смысл. Мне кажется, он состоит в пробуждении сердца: миряне проявляют искреннюю щедрость, а монахи — любовь и доброту. «Люди не смотрят с той позиции, сколько необходимо подать. Иногда собирается очень много еды, но никто не думает — «ну, уже вполне достаточно, им больше не надо». Многие стараются пожертвовать хотя бы немного, — рассказывает Аджан Хуберт. — Будда учил, что монахам надо заходить в каждый дом, чтобы дать возможность каждому проявить щедрость. Для монахов это хорошая практика. Они начинают день с того, что идут к людям и проявляют доброту. А затем едят то, что им подали, не выбирая».

Аджан Чалонг и Аджан Хуберт

На пиндабат ходят почти все монахи, если позволяют расположение монастыря и обстоятельства — каждый день, круглый год и в любую погоду. Это дает людям возможность начать свой день с искреннего и светлого поступка. «Будда говорил, что у людей подношение развивает такие качества, как щедрость, забота, и это становится хорошей кармой или называется еще накоплением благих заслуг. А монахи, которые участвуют в этом, как бы создают «поле заслуг», — рассказывает монах Аджан Хуберт. Монахи стараются, по возможности, не пользоваться деньгами, поэтому значительная часть их нужд удовлетворяется во время подаяния. Кроме еды, миряне жертвуют одежду и лекарства, стараются обеспечить их жилищем (дарят землю для монастырей, строят здания).

Монахи Аджан Чалонг и Тан Браш, помощник Евгений

Буддийские монахи пользуются огромным уважением в Таиланде. Большинство монастырей существуют исключительно на пожертвования и весьма скромно. Это касается и монахов, которые, вне зависимости от заслуг и статуса, безразличны к комфорту и живут очень просто. Большим плюсом является и то, что религиозная община, как мне показалось, отделена от государственных институтов и старается не вмешиваться в мирские дела.

Фото: Алексей Савкин