Вокруг света с Алексеем Савкиным: мир глазами монаха

Тан Хуберт

Буддийский монах Тан Хуберт девять лет назад переехал из Санкт-Петербурга в Таиланд. Этим летом он по приглашению друзей и учеников совершил большое путешествие и провел ретриты в Латвии, на Украине, в Крыму, а также заехал на один день прочитать лекцию в Москве. Каким он увидел мир? На этот и другие вопросы он ответил нашему постоянному колумнисту Алексею Савкину.

Необходимое пояснение

В течение пяти лет Тан Хуберт является учителем медитационного центра Дипабхаван, который находится в горах острова Самуи (Таиланд). В центре проводятся медитационные ретриты. Ретрит — в переводе с английского означает «отступление». Ученики «отступают» от привычного им образа жизни и семь дней занимаются только медитацией и изучением принципов буддизма. Подробнее о ретрите и буддийской практике можно прочитать в предыдущем интервью Тана Хуберта.

«Люди не знают, куда и зачем они спешат»

— Девять лет назад вы переехали на Самуи и стали монахом. И вот совершили большое путешествие. Как изменился мир?

— Мое путешествие не было таким уж большим, всего побывал в паре мест, провел несколько ретритов и встреч. Мир безусловно меняется, как и все вокруг нас, вся жизнь, образно говоря, «течет, как река». И я не хочу сказать, что меняется к лучшему или худшему. Просто все непостоянно. Но я увидел, что многие люди, если можно так выразится, болеют — я имею в виду духовную болезнь. Много беспокойства. Люди много думают — о прошлом, сожалеют о чем-то, чего не сделали. Много беспокоятся о будущем. Причем, люди очень часто беспокоятся и переживают не из-за реальных ситуаций, а из-за мыслей, своих надуманных фантазий и страхов, которые их тревожат. Начинают копаться в себе и сами на ровном месте создают проблемы. То есть страдание в большей мере вызвано отношением к происходящему, а не самой реальностью.

— Вы заезжали на два дня в Москву. Что вы почувствовали?

— В Москве я ездил два раза в метро. Вид немного удручающий, все такое старое, темное… Я представил, как люди в него заходят каждый день. До работы 40 минут, обратно 40 минут. Это оставляет отпечаток на психике. В таких нелегких условиях жизни нужно много практиковать, чтобы оставаться спокойным, добрым, светлым и открытым. Многие люди замкнутые — в своей среде, в своей работе, на своем пути «дом — работа». Кстати, некоторые интересно реагировали на меня, немного удивлялись: «Вау, что это такое у нас появилось?» Некоторые подходили и знакомились: в аэропорту, в метро одна женщина подошла и показала на своем телефоне фото, как она медитирует и как ездила практиковать в Азию.

И еще я почувствовал очень быстрый ритм жизни. Мне сказали, что только в Москве люди бегут по эскалатору вверх. Люди торопятся, очень часто не потому что это действительно необходимо, а потому что привыкли так жить и уже подчас не знают — зачем они спешат. Это одна из форм жадности — жадность ко времени. Будда говорил, что неумелые качества приносят нам страдания. И одно из неумелых качеств — жадность. Страсть, вожделение — и мы не можем быть спокойными. В уме постоянно есть желание что-то получить — как идея фикс. Хочется достичь какой-то цели, получить какую-то вещь, причем, быстро. Сейчас все и так благодаря технике и прогрессу становится более доступным. И то, на что мы раньше потратили бы много часов, сейчас делаем за пару минут. А у людей все равно времени нет! Потому что жадность не дает покоя. Потому что жадность и ум придумывают новые цели.

— Я могу представить что может ответить вам на это москвич: «Легко ему — без семьи, детей, работы и дома — сидеть в Таиланде и рассказывать, что мы жадные и неумелые. А мне с утра надо встать, ребенка накормить, в сад отвезти, второго в школу собрать, потом на работу успеть, за ипотеку заплатить. И везде нужно успеть. Это обстоятельства, это образ жизни. Я здесь родился и работаю в Москве, а не медитирую в Таиланде».

— Я не спорю, есть вещи, которые действительно заставляют нас торопиться. Но можно попробовать взглянуть на свою жизнь объективно, осознанно отнестись к своим действиям и посмотреть, сколько раз мы торопимся и суетимся, потому что обстоятельства заставляют, а сколько раз — потому что неумело проводим свою жизнь и неумело тратим время.

Человек торопится, а сколько часов он проводит в интернете? Он торопится утром, потому что ничего не успевает. А во сколько вечером он ложится спать? Может, в час — два часа ночи. Потому что в Facebook сидит. Лег бы раньше спать — и раньше бы встал, все успел. Люди очень многого хотят — хаотично и суетливо. Суета появляется не только потому, что надо много сделать, а потому что у людей хаос в голове. Внутренний хаос отнимает время, силы, энергию. Конечно, в мегаполисе, в обществе мы вынуждены торопиться. Но очень часто это происходит из-за неумелого планирования, неумелых целей.

Фото 2«Многие неумело тратят свои ценные часы дня и свои ценные годы жизни»

— За последние девять лет достроилось общее информационное пространство — существенно увеличилась скорость передачи и обработки информации, многократно возрос ее объем. Как это, по вашему мнению, повлияло на людей?

— Вне всякого сомнения, есть много пользы от этого. Но при неумелом обращении это наносит нам вред. Стало больше интеллектуальной, информационной жадности. Она появляется из-за того, что наши органы чувств требуют к себе внимания. И мы вынуждены удовлетворять свои чувства, постоянно услаждать ум, удовлетворять свой интеллект. В буддизме ум является одним из органов чувств, как глаза, уши… Поэтому постоянно читаем ленты новостей, ленту друзей в соцсетях, форумы. Иногда это полезно. Но очень часто это просто пустая информация, которая вообще не имеет отношения к жизни — прочитали и забыли. Но в уме это откладывается и оставляет отпечаток на нашем эмоциональном состоянии.

Информацию, которую мы получаем, надо как еду переварить. Еда может быть безвредная, но ее нужно переварить. А что-то будет откладываться как токсины. И только через 20 лет какие-то токсины могут привести к возникновению проблем со здоровьем. С информационным потоком то же самое. Люди его получают и потом не могут уснуть вечером. Утром просыпаются не отдохнувшие. Со временем ментальные токсины откладываются и вызывают беспокойство, стресс, суету. Буддийская практика предлагает сбалансированную жизнь. Это не означает, что практикующий медитацию или буддизм должен быть медлительным. Спокойствие очень часто путается с медлительностью. Но это не так, это ложный стереотип. Он может, когда потребует этого ситуация, делать все очень быстро, энергично, быть очень деятельным. А в другой раз, когда позволяют обстоятельства, он сумеет замедлить свой ритм жизни, проявить больше осознанности и вдумчивости или даже остановиться, чтобы испытать больше радости от настоявшего момента.

Я, кстати, посмотрел — люди, в основном вечером и ночью, сидят в интернете. И в то же время многие сейчас хотят вести здоровый образ жизни. По природе человек должен просыпаться утром. А сейчас большинство хочет просыпаться в девять-десять часов. «Я бы спал до обеда», — говорят они, считая, что это и есть отдых. На самом деле это не отдых.

Почему так происходит? Потому что утром не хочется жить. Ведь когда мы спим, мы, образно говоря, находимся без сознания. И вот людям не хочется возвращаться к сознанию, к жизни, и они говорят — ну дайте еще пять, еще десять минут поспать. Вот они проснулись — энергии нет, надо кофе попить. Потом раскрутились, вошли в ритм — и появляется энергия, появляется жадность жизни. А жадность вытягивает из человека все больше и больше. Жадность за день так раскручивается, что вечером человек спать не хочет. Потому что жадность удовлетворяет свои чувства — посидеть в интернете, посмотреть фильм, кому-то позвонить.

Жадность не позволяет отпустить свою вовлеченность, свои вожделения и страсти… Очень многие люди тратят неумело свои ценные часы дня и свои ценные годы жизни. А если просыпаться утром, начинать свой день умело и начинать свою жизнь умело с молодости — это даст нам намного больше времени, которое сможем более эффективно использовать и даже в городе жить более спокойно.

— Отличаются ли вопросы, которые вам задают на встречах, в разных странах?

— Ничем не отличаются. И американцы, и австралийцы, и тайцы, и европейцы, и украинцы, и русские задают одни и те же вопросы. Типичное направление вопросов — как решать свои проблемы? Как быть счастливым, как отпускать страдания? Все одинаково переживают трудности и одинаково страдают и все хотят улучшить свою жизнь, ее качество, все одинаково хотят быть счастливыми.

— Один из тех, кто прочитал прошлое интервью, удивился — мол, как это так, буддийский монах разделяет людей на успешных и неудачников?

— Буддизм приучает нас объективно смотреть на жизнь. И называть вещи своими именами. Если я успешный — я это вижу, если неудачник — значит, сейчас так оно и есть. Это помогает быть честным. Помогает трезво оценить ситуацию. С другой стороны, буддийская практика учит не создавать стереотипов, не вешать ярлыков. Я могу сказать: да, я неудачник. Прошлый год был вообще неудачным, но это никак не будет проецироваться на следующий год. И я не буду говорить, что я — неудачник по жизни. Могут быть взлеты и падения, успехи и неудачи. Можно неудачу отпустить и встретить свой успех. Или отпустить свой успех и быть готовым встретить поражение. Из неудачника может быстро родиться успешный человек, и наоборот. Потому что в природе есть место победе и поражению, счастью и радости, смеху и слезам.

Фото 4«Проблема в том, что многие из нас хотят только получать»

— Многие люди могут поставить и ставят себе честную, хорошую цель. Они хотят иметь крепкую семью, любимого человека, интересную работу. Помогать ближним, жить в гармонии. Но не понимают, что делать в настоящем моменте. Не видят своего пути. Как его найти?

— Возможно, проблема в том, что люди, когда говорят о своих желаниях и целях, хотят получать. Они хотят получить любовь. Хотят, чтобы их любили. Но не хотят любить сами. Потому что если человек хочет любить, он уже прямо здесь и сейчас может это делать. Не обязательно единственную свою принцессу или принца. Он может любить на имеющемся уровне — тех, кто его окружает, с кем работает, родственников и друзей. Заметьте, люди говорят: «Хочется, чтобы меня кто-то ждал дома», а не чтобы они ждали. И то же самое в материальном плане. Если человек хочет работать, хочет отдавать, то он уже сейчас может это делать. Не важно, что он работает не директором, а уборщиком. Если он хочет отдавать себя работе — он увидит, что сам процесс ему нравится. И он станет работать не ради цели, а потому что это ему приятно. Мне кажется, что именно такие люди чаще всего достигают успеха. Когда не только смотрят на цель, а когда их поглощает сам процесс.

Когда человек отдает себя — любовь сама придет. Когда он любит свою работу — результат сам придет. Очень часто люди задают мне вопрос — в чем смысл жизни? Люди не хотят узнать, как жить, они хотят узнать, зачем жить. То же самое о цели жизни — для чего я живу, для чего я это делаю? А не как я живу, как я это делаю. Когда мы развиваем понимание, развиваем удовлетворение, нас радует происходящее. И успех придет непонятно откуда, и любовь придет непонятно откуда. Мир так устроен. Я вообще удивляюсь — как можно быть одиноким? Человек хочет быть с кем-то, а он один. Он страдает, она страдает. С одной стороны тысячи мужчин страдают, с другой стороны — тысячи женщин.

— И почему, как вы думаете, они не встретятся?

— Да потому что сосредоточены только на себе, только на своих желаниях, слишком у них много желаний. Они не хотят быть сейчас хорошими, не хотят быть сейчас добрыми, не хотят сейчас отдавать. Даже когда они встретятся, они хотят только получать — и поэтому расходятся. А когда он просто хочет любить, хочет быть открытым, хочет развиваться, развивать свое самопожертвование, щедрость, доброту — он готов любить того, кто рядом с ним. Надо быть заинтересованным не только в результате и цели, но и в процессе, и тогда цель будет достигнута.

— Вы хотели бы еще раз поехать в такое путешествие?

— Это очень полезно. Здесь, на Самуи, очень хорошие ретриты. Здесь все способствует духовной практике — тайцы, природа, погода — идеальные условия. Но каким бы ни был хорошим ретрит, люди все равно чувствуют себя здесь в гостях. От ретритов дома есть большая польза, потому что люди учатся как практиковать в своих привычных условиях, в обычной повседневной жизни. Как адаптировать практику, чтобы медитация, духовное развитие не было чем-то праздничным, не было просто экзотическим приключением.

В этом году мы, по всей вероятности, будем создавать международный фонд «Меттабхаван». Это слово переводится как «развитие доброжелательности, развитие любящей доброты». Фонд будет помогать делать на постоянной основе ретриты и встречи — не только со мной, но и с другими монахами и учителями. Проводить регулярные ретриты среди русскоговорящего населения в России, на Украине, в Латвии и других странах. Интересующихся буддизмом и желающих практиковать очень много. Мы хотим потом сделать так, чтобы фонд окупал расходы учителя, который едет на ретрит. Чтобы люди не платили за его билет и проживание.

Второй шаг — помогать людям, которые хотели бы посетить ретрит, но ограничены в средствах. Пока, к сожалению, за ретриты в России надо платить, пусть и немного. Ведь нужно арендовать помещения, оплатить питание, работу персонала. Плюс, фонд станет заниматься переводческой и издательской деятельностью — чтобы мы могли бесплатно распространять книги о буддийском учении. А в дальнейшем, возможно, сумеем создать постоянно действующие центры медитации в России, на Украине, наподобие нашего центра Дипабхаван на Самуи. Все это, конечно, зависит от желающих участвовать в этом, от желающих помогать другим, от их терпения, так как это очень долгий путь, требующий самопожертвования. Но я вижу, что есть люди, которые хотят участвовать в этом бескорыстно и жертвовать на благо всех живых существ своим временем, способностями и деньгами.

Ретрит в Крыму, июль 2016 года
Ретрит в Крыму, июль 2016 года
Ретрит в Латвии, июнь 2016 года
Ретрит в Латвии, июнь 2016 года
Дорога в медитационный центр Дипабхаван
Дорога в медитационный центр Дипабхаван

Фото: Алексей Савкин