Вокруг света с Алексеем Савкиным: как проехать 16 000 километров по Латинской Америке

Алексей Савкин

Постоянный колумнист FinBuzz Алексей Савкин, продолжающий свое кругосветное путешествие, делится советами о том, как перемещаться по Латинской Америке, где практически нет железных дорог, а аренда автомобиля и перелеты — весьма дорогое удовольствие. 

Огромный двухэтажный автобус резко вильнул влево и накренился. Все выдохнули что-то на испанском: женщины — «мами!», а мужчины что-то похожее на русское «бл…!» Послышался глухой удар, и машина через сотню метров выровнялась. «Сбили дикую лошадь, — рассказал потом парень, который единственный из всех в нашем салоне знал английский. — Здесь такое бывает». Я поискал ремни безопасности — их не было. Оставалось проехать еще 500 километров по штату Амазонка.

Конечно, все не так уж страшно. Справедливости ради надо сказать, что это единственный волнительный момент за 16 000 километров пути, что я проделал на латиноамериканских автобусах. Правда, была еще поездка по Перу — из города Куско в Агуас Кальентес на аутентичной маршрутке. В Агуас Кальентес все едут, чтобы посмотреть Мачу Пикчу. Можно было отправиться туда с комфортом на туристическом поезде за $400. Но откуда у безработного такие деньги? К тому же, куда интереснее провести шесть часов, мотаясь по серпантину с местными жителями и такими же бэкпекерами — и всего за $19. Водители маршруток в Перу такие же безумные, как и у нас. Они спокойно могут обгонять на повороте по обочине бензовоз. В полном тумане, над пропастью…

И тем не менее, я советую всем, у кого есть время, передвигаться по Латинской Америке на автобусах. Почему?

Выбор транспорта

Да потому что другого выбора, по сути, и нет! Многим кажется, что здесь все рядом. Люди едут сюда и планируют посетить сразу несколько стран. Потом выясняется, что расстояния тут огромные. Как быть? Аренда автомобиля — удовольствие очень дорогое, а с учетом возврата в другом городе — космически дорогое. К тому же, очень сложно договориться с конторой о выезде в другую страну.

Железных дорог в Латинской Америке почти нет. Перелеты также дорогие. Поэтому все путешествуют на автобусах, тем более, что это вполне комфортно. Места в автобусах продаются трех классов (по аргентинской классификации): «семи кама», то есть третий класс — кресла раскладываются на 120 градусов, есть подставка для ног. Вполне подходит для небольших переездов на 6-12 часов. Впрочем, местные жители проводят в третьем классе по два-три дня. Второй класс, «кама» — широкие кожаные кресла, которые раскладываются на 160 градусов, плюс подушки и одеяла, а в автобусах приличных компаний — горячая еда и вино. Вполне можно проехать пару дней. Я в таком автобусе ехал из Сантьяго в Лиму 55 часов. И первый класс — «кама премьер» — он почти не встречается. Лишь один раз я случайно купил на него билет. Кресла раскладываются на 180 градусов, кормят горячей едой, наливают хорошее вино и шампанское. Разница по стоимости между классами небольшая — около 10%.

Почти все автобусы новые, оборудованы кондиционерами и телевизорами. В некоторых телевизоры встроены в кресло, и можно выбирать фильмы или музыку. В Латинской Америке автобусными перевозками занимается несколько сотен компаний. Есть хорошие — Cruz del sur, CAPA — у них новые машины и работящие стюарды. Не советую пользоваться компаниями Andesmar и Ormeno.

Сколько стоит и как купить 

Билет на автобус дешевле самолета в два-три раза, а под Новый год и по праздникам — в четыре-пять. В среднем, проехать 2000 километров стоит около $130 — 140.

Купить билет на автобус онлайн иностранцу невозможно. В Бразилии попытались было организовать продажу через интернет и даже добавили на сайте опцию «иностранный гражданин». Но забыли удалить поле «номер социального страхования», которого у россиян нет. В общем, что-то пошло не так…

Поэтому надо приезжать на вокзал и терпеливо обходить кассы, выясняя, кто продает билеты на ваше направление. На центральном автовокзале Буэнос-Айреса 206 офисов компаний. Во все обращаться, конечно, не надо — операторы поделили маршруты. Обычно, до нужного пункта назначения едут автобусы 2 — 10 компаний. Почти никто из кассиров не говорит по-английски, но это не является препятствием. Объяснить, что хочешь, можно при помощи жестов и карандаша.

Личный опыт и лайфхаки

Спустя 15 часов, проведенных в кресле «кама», как-то привыкаешь и становится уже неважно, сколько осталось — 10 часов или 40. К тому же, на скорости 60-80 км/ч можно увидеть куда больше интересного, чем из иллюминатора самолета.

По дороге автобус заезжает в не туристические места — что, я считаю, также прекрасно. Однажды, по пути из Буэнос-Айреса в Эль Калафате, всех пассажиров выгнали на заплеванный перрон городка Трелью. Что случилось, мы же сюда не должны заезжать? Оказалось, смена экипажа. Экипаж менялся около трех часов, и я смог немного пройтись по типичному провинциальному городку.

В автобус стоит взять теплые вещи — водители почти всегда включают кондиционер на полную мощность. Делают они это из практических соображений: в холоде меньше укачивает. Стоит также захватить что-нибудь перекусить. Все компании кормят своих пассажиров, но еды мало, и она, как правило, не вкусная. Не лишним будет иметь под рукой дорожную косметичку. В автобусе можно почистить зубы и привести себя в порядок. А вот залезть в багаж не получится — грузовой отсек закрывают до конца поездки.

20151225_182424 20160123_190311 20151225_211710 (1) 20151226_095033 20151226_111835 20151228_120509 20160103_111116 20160106_210924 20160127_113856 20151231_162911 20160128_075632 20160128_095638 20160128_155506

Фото: Алексей Савкин