Владимир и Александр Лелековы: как покорить Северный полюс на вертолетах

Владимир и Александр Лелековы

В минувший четверг поклонники авиации в очередной раз собрались на AviaClub. Мероприятие по традиции проходило в Cabinet Lounge, однако в отличие от предыдущих встреч, на нынешнем съезде перед участниками выступали не один, а два спикера. Ими стали отец и сын Лелековы, поведавшие увлекательную историю о своем опыте покорения Северного полюса на вертолете, противомедвежьих баллончиках, сорбете из замерзшего шампанского и сорванном холодом рекорде по приготовлению эспрессо на полюсе недоступности.

Мероприятие проходило в неформальной обстановке за приятной беседой с хозяйкой и создателем клуба, директором по развитию Arbat Capital Анастасией Дагаевой. В ожидании начала выступления Владимира Лелекова, генерального директора Brunswick Rail, и его сына Александра, работающего в Goldman Sachs, гости могли сфотографироваться в настоящих куртках и шапках авиаторов или попробовать бренди.

Наконец, на фоне широкого экрана появился представитель компании Breitling и рассказал о персональном «приборе для выживания» — наручных часах Еmergency, которые можно использовать для авиации, навигации, скалолазания, горного туризма и т.д. Данный аксессуар, впервые показанный на презентации одного из спонсоров мероприятия, оказался едва ли не интереснее выступлений гуру по финансами или светил отрасли. Гости с неподдельным интересом слушали об устройстве часового механизма и о том, как часы со встроенной антенной, зарядным устройством и способностью работать на двух частотах недавно спасли жизни 29-ти человек.

Далее на экране появилась фраза «Добро пожаловать в наш мир», которая ознаменовала собой начало выступлений Владимира и Александра Лелековых. Экспедиция из восьми вертолетов, в которой также принимал участие председатель правления ФК «Открытие» Рубен Аганбегян, отправилась на Северный полюс не только за экстримом и яркими незабываемыми впечатлениями, но и для того, чтобы проверить людей и технику на прочность, не забыв при этом про книгу рекордов Гиннеса.

Сначала слово взял сын — Александр Лелеков. Он рассказал о том, что его первым самолетом был Як-18, на котором он летал с отцом. В 18 лет он радостно получил удостоверение пилота и с тех пор всегда за штурвалом. Именно он был активным инициатором поездки на Северный полюс. Предваряя вопрос из зала о том, возникали ли у них в полете конфликты отцов и детей, отец Александра, Владимир подчеркнул: «Саша был вторым пилотом, а командиром все-таки был я».

В этот момент слово взял заслуженный пилот-любитель Михаил Фарих, который посочувствовал супруге командира и «по совместительству» маме второго пилота. «Совместный полет на Северный полюс  — отчаянный поступок со стороны мужской половины семьи Лелековых. Ваш род мог прерваться», — резюмировал он.

Возможно, именно эта ремарка вдохновила спикеров на то, чтобы поподробнее остановиться на подготовке к экспедиции и предпринятых мерах безопасности с целью доказать слушателям, что ко всем возможным форс-мажорам команда была готова, а внештатных ситуаций, как оказалось, во время перелета было немало.

Владимир признался, что с каждым полетом открывает для себя что-то новое: «Чем больше летаю, тем больше понимаю, сколько всего я еще не знаю и со сколькими сложностями человек может столкнуться в полете».

«Какова вероятность, что за 10 летных дней экспедиции в арктическом регионе все пройдет гладко?» — задал он залу риторический вопрос. Ежедневно вместе с сыном он принимал три важных решения: летные, связанные с погодой, а также решения по пилотированию. И хотя заранее все было оттренировано и отточено, на практике многие навыки они до этого еще никогда не использовали.

«Ключевой вопрос, возникающий перед желающими отправиться в путешествие летчиками, — где взять топливо, тем более, когда пролетаешь над просторами льда, воды и царства белых медведей?» — говорит Владимир Лелеков. Обсуждались разные версии, в итоге экспедиция решила остановиться на той, при которой топливо сбрасывается на лед. Однако здесь был нюанс, связанный с тем, что лед обычно дрейфует и может уйти на 100 км от начальной точки. Именно поэтому было принято решение приложить к бочкам с горючим специальный треккер, чтоб вертолеты могли точно знать, где находится топливо. Другой риск, связанный с заправкой топливом на льдине, — это возможность встречи с самим опасным хищником на земле — белым медведем.

«Прыжок белого медведя может доходить до 17 метров за минуту, а ударом лапы он обычно убивает нерпу и этой же лапой затем ее мгновенно достает из проруби, чтобы съесть», — сообщил залу ободряющую статистику Михаил Фарих.

Отец и сын Лелековы вспомнили историю, как пилот Сергей Ананьев однажды столкнулся с белым медведем и был вынужден отбиваться от него. Анастасия Дагаева сразу поинтересовалась у экспертов: как тому счастливчику удалось отогнать хищника? «У медведя плохое зрение, следовательно, при встрече с ним нужно показать, что ты превосходишь его по размеру. Например, можно расстегнуть куртку, и при этом обязательно нужно изо всех сил кричать. Еще легче в случае, если не один, а несколько человек сталкиваются с косолапым хищником: потенциальным жертвам надо сгруппироваться и дружно подавать громкие звуки», — отметил Михаил Фарих.

Владимир Лелеков пояснил, что в той истории случай геройства стал результатом плохой подготовки. «У нас бы такого точно не произошло, так как мы были вооружены противомедвежьими баллончиками», — сообщил он и этим заявлением явно рассмешил зал. «Однако я думал, что этого не достаточно. Ведь при встречном ветре баллончик не подействует на медведя», — продолжал он. В итоге пилоты решили взять самое надежное и классическое оружие — ружье. Впрочем, ни его, ни противомедвежьи баллончики испытать отцу и сыну не удалось. За всю поездку они видели лишь одного медвежонка, и то издалека.

К счастью, ни разу не пришлось и подавать сигнал бедствия. «На всякий случай мы были оборудованы шестью аварийными маяками. У нас была отработана целая система того, какой маяк зачем активировать», — отметил Александр.

Выступающие признались, что непосредственно при подлете к Северному полюсу у них в группе «начался бардак». Ни у кого не получалось осуществить посадку с первого раза. Вертолеты долго кружили и сели в 300 метрах от главной точки. Затем целым испытанием стали поиски самого полюса. Снег был глубочайший, а коварный GPS упорно отказывался выдавать координаты заветной точки. В итоге непосредственно на Северном полюсе побывали только отец и сын Лелековы и Дмитрий Ракитский.

Но на полюсе все прошло немного не так, как задумывалось. «Добравшись до места, мы достали еду и приготовили шашлыки, но гриль пригодился еще и для шампанского, которое впервые в жизни пришлось растапливать. Переворачиваем мы бутылку, а из нее ничего не льется. Полежав немного на огне, заветный напиток превратился в сорбет. Так что можно сказать, что мы на полюсе ели шаманское», — вспоминает Владимир Лелеков.

Еще один участник экспедиции мечтал сварить эспрессо при минус 30 градусах на полюсе недоступности — равноудаленной от любой суши точке на севере — и войти таким образом в Книгу рекордов Гиннесса. «Все шло отлично. Кофе почти сварился, мы записывали данный процесс на камеру, так как любой рекорд должен быть зафиксирован визуально, однако в самый последний момент налить в чашку ничего не удалось, потому что замерзла кнопка, на которую требовалось нажать», — вспоминает с улыбкой Александр Лелеков.

В ходе выступления спикерами была высказала мысль, что тот пилот, который ставит рекорды, неминуемо нарушает или обходит правила. Но нарушать надо осознанно, иначе незаметно ситуация из очень комфортной может стать критической. «Такие перелеты, как наш, неизбежно совершаются с нарушением множества формальных запретов. В то же время экспедиционный летчик всегда понимает, какие ограничения критичны, а какие нет. Так, существует масса ограничений по технике, при этом ты понимаешь, что техника всегда планируется с запасом, то есть отклонение на один пункт правил не страшно. Однако риски значительно увеличиваются, если ты игнорируешь сразу два правила», — пояснил он.

Послушав вдохновенный рассказ отца и сына Лелековых, многим гостям авиаклуба сразу при выходе из Cabinet Lounge захотелось направиться на аэродром и улететь на самую северную точку Земли, правда, захватив в собой противомедвежьи баллончики, шампанское для сорбета и, конечно же, «часы-спасатели». Впрочем, последний атрибут исключительно для красоты.

Анастасия Дагаева, основательница AviaClub
Анастасия Дагаева, основательница AviaClub

DSC02121 DSC02140

Михаил Фарих, Владимир и Александр Лелековы
Михаил Фарих, Владимир и Александр Лелековы

DSC02182 DSC02052 DSC02196

Презентация часов
Презентация часов

Фото: Светлана Беканова