Latest posts by Дарья Рябова (see all)
В 2014 году в городе Дилижан (Армения) социальный инвестор и предприниматель Рубен Варданян вместе со своей женой Вероникой Зонабенд и другими партнерами открыл колледж UWC Dilijan для талантливых детей из разных стран, который входит в сеть международных школ United World College. Летом 2016 года в школе состоялся первый выпуск, и все ее ученики поступили в лучшие университеты мира. FinBuzz рассказывает о том, как устроено это удивительное учебное заведение.
Глядя на фотографии колледжа и его территории, сложно поверить, что это действительно «просто школа», а не супермодный экологичный пятизвездочный отель, расположившийся на площади 88 гектаров на границе с национальным парком. Кампус школы разработало ведущее архитектурное бюро Лондона. Высокотехнологичные здания колледжа построены из экологически безопасных материалов и спроектированы таким образом, чтобы минимизировать воздействие на окружающую среду. В результате школа получила премию IGRA Green Roof Leadership Awards и награду всемирного конкурса FIABCI World Prix d’Excellence Awards.
На территории школы помимо основного здания, где проходят занятия, также расположены спортивный и медицинский центры, футбольное поле, построенное по стандартам FIFA, волейбольная, баскетбольная и теннисная площадки, студенческие общежития, многофункциональный центр и другие здания.
Конечно же, это совсем не «просто школа». Обучение в колледже проходит на английском языке по программе международного бакалавриата (International Baccalaureate Diploma Programme) для учащихся от 16 до 19 лет. Примечательно, что инициатором и разработчиком программы IB Diploma был UWC Atlantic College, именно его представители выступили за целесообразность создания единого учебного плана и экспертизы для международных школ, приемлемых для поступления в университеты по всему миру. В программу IBDP входит шесть групп предметов – математика, языки и литература, точные науки, гуманитарные дисциплины, иностранный язык, искусство – студент выбирает по одному предмету из группы, а также три центральных элемента, обязательных для всех учащихся – теория познания, CAS (Creativity, Action, Service), итоговое эссе.
«Эта программа позволяет нам увлечь учебой любого студента, ведь каждый находит в ней что-то свое, обучаясь вместе со своими сверстниками у учителей и, в то же время, друг у друга, в особой среде, сформированной специально для развития пытливых умов. В этой среде принято, чтобы учителя и ученики ставили друг перед другом вопросы, чтобы с радостью находили на них ответы, здесь принято оценивать и сомневаться, идти на риски и преодолевать трудности», — рассказывает директор UWC Dilijan Дениз Дэвидсон.
Сейчас в школе в Дилижане учится 198 студентов из 72 стран: американцы, европейцы, австралийцы, жители стран Азии и Африки. «Очень часто к нам приезжают дети из государств, которые находятся в состоянии конфликта. Например, у нас учатся ребята из Палестины и Израиля, из Турции, что само по себе довольно необычно для школы в Армении, из России, Грузии и Украины, из Сирии, Ирана и США. И одна из наших задач — научить их слышать другую сторону, понимать друг друга и общаться», — говорит Вероника Зонабенд.
У колледжей, входящих в сеть UWC, необычная система отбора, основанная на оценке не существующего уровня, а потенциала подростка. К тому же, она построена на принципе так называемого слепого отбора (need-blind admission), то есть не учитывает финансовое состояние семьи — 95% студентов UWC Dilijan получают полный или частичный грант на обучение.
Система отбора не предполагает стандартизированных тестов. Безусловно, учитываются академические успехи кандидатов, а знание языка важно, потому что обучение во всех школах UWC ведется на английском. Но члены отборочных комитетов смотрят прежде всего на личность кандидата, его открытость, готовность что-то делать и желание повлиять на позитивные изменения в мире.
Отбор кандидатов происходит через национальные комитеты UWC, которые существуют в 155 странах. Каждый национальный комитет отбирает кандидатов не в конкретный колледж, а в систему в целом. Все 17 школ утверждают квоты для кандидатов из тех или иных стран и отправляют эту информацию в центральный офис UWC, оттуда она попадает в национальные комитеты.
Заявки принимаются заблаговременно, практически за год до начала обучения, то есть до начала декабря текущего года есть возможность попробовать поступить на 2017/19 учебные годы. На первом этапе отбора — онлайн-заявка и эссе на английском языке — конкурс составляет около десяти человек на место. Следующий этап — Skype-интервью. Отсев здесь — порядка 30%. И уже на последнем этапе финалисты приезжают на очное интервью, которое занимает целый день. Он состоит из командных игр, дискуссий, психологических тестов, интервью с выпускниками и преподавателями UWC. Но главное, на что смотрят члены отборочного комитета — это умение общаться, находить общий язык, слушать других. Очень важна также психологическая готовность детей, которым предстоит уехать из дома в незнакомое место и жить вместе с людьми, которых они никогда в жизни не видели. Это стресс, и не все на такое способны.
Уроки в школе начинаются в 8:15 и заканчиваются в 15:30, а дальше идут практические и факультативные занятия. Кроме того, студенты заняты в CAS — обязательной части программы международного бакалавриата, влияющей на итоговую оценку. Особенность обучения в UWC в том, что здесь нет четкого разделения между обучением в классе и всей остальной деятельностью. Все, что бы студенты ни делали, связано с их социальной активностью, у них есть большой выбор, чем бы они хотели заниматься. В рамках CAS у каждого студента есть программа социально полезной деятельности. Они также могут разработать собственную программу мероприятий, полезных как для сообщества колледжа, так и для жителей города. Например, многие студенты сами начали изучать армянский и русский языки.
Отход ко сну — в 23:00, но в реальности далеко не все студенты ложатся спать в это время. «Я как-то присутствовала при дискуссии, когда дети обсуждали необходимость продлить часы работы библиотеки после полуночи. Это показывает их отношение к учебе. Безусловно, они высоко мотивированы», — отмечает Вероника.
Директор колледжа Дениз Дэвидсон добавляет еще одну историю из школьной жизни: «Подходил к концу один из ужинов. Учителя и студенты сидели вместе и беседовали, как вы думаете, о чем? О том, что значит быть частью мирового сообщества, почему важно участвовать в социальном служении, быть открытым, великодушным, амбициозным и стремиться стать лидером, подходя ко всему ответственно и решительно, аккуратно и обдуманно. Вот чем живет наш UWC Dilijan».
В школу попадают действительно очень талантливые дети. Выпускники 2016 года поступили в такие престижные университеты, как Yale University, Columbia University, McGill University, Duke University, Queen Mary University of London, The University of Warwick, Berkeley University и The University of Edinburgh. А, например, ученик второго курса UWC Dilijan Седрик Зольмс, приехавший из Германии, организовал фонд по утилизации электронных отходов Re-Apaga (re – recycle, apaga – «будущее» по-армянски).
«В то время как многие состоятельные родители отправляют своих детей учиться на Запад, мы пытаемся показать, что и на постсоветском пространстве можно создать конкурентоспособное учебное заведение. Мы создали UWC Dilijan исходя из понимания тех требований, которые предъявляет к образованию новая, информационная стадия развития общества. На этом этапе ключевыми становятся умение видеть большую картину, адаптироваться к новым реалиям, быть гибким и быстро перестраиваться, понимать и принимать другие культуры. Этому, в том числе, способствует мультикультурная среда школы и различная социально-экономическая принадлежность студентов. Школа помогает решать и другие задачи. С одной стороны, она открывает Армению миру. С другой – помогает этой мононациональной стране научиться общаться с другими народами и интегрироваться в международное сообщество», — говорит Рубен Варданян.

























Фото: пресс-служба