Российские финансисты выбрали искусство Аманиты-Мухомора

Илья Гончаров, руководитель департамента структурированных продуктов ВТБ

Российский художник Аманита (Александр Ерашов) стал участником одной из самых авторитетных «бумажных» ярмарок искусства Work on Paper, которая пройдет в Лондоне в начале февраля.

Еще недавно Александр Ерашов не был известен за пределами России. Но после выставки в Лондоне и успеха на аукционе Phillips он подписал контракт с культовым английским издательством Fuel Publishing и нашел своих почитателей среди российских финансистов и других коллекционеров, переехал из Казахстана в Россию и полностью посвятил себя искусству. Свой псевдоним «Мухомор», он поменял на латинскую версию «Аманита».

Но стиль его остался прежним: черно-бело-красная гамма с сюжетами, полными ядовитого сарказма. Маленькие и большие мухоморы, как авторское клеймо, нередко прорастают в его графических листах. Ближе всего его графика к работам Дмитрия Пригова. Но в отличие от знаменитого соотечественника Аманита специализируется только на графике. Художник использует самый обычный материал — тушь, формат работ тоже всегда одинаковый — лист ватмана 60х80. Такой традиционализм сам Александр объясняет дефицитом в советских магазинах. В провинциальном городе, где он жил, масло и акварель не продавались.

Бизнесменам нравятся его работы. Причины тут две: с одной стороны, пока относительно невысокие цены и перспектива их роста, с другой стороны — это интеллектуальный пазл, исполненный в затейливой графической манере. «Картину «Д» из серии «Алфавит» я купил, когда США объявили санкции против моего банка, — рассказал FinBuzz руководитель департамента структурированных продуктов ВТБ Илья Гончаров. — В то время я как раз думал о том, как валюта может стать оружием. Америка, доллары…Вот я и продолжил логический ряд и повесил эту картину у себя в офисе. Она была написана в 2011 году, поэтому не думаю, что Аманита ожидал такого контекста». Главное для Ильи Гончарова в работах Аманиты то, что они, по его словам, «до краев наполнены смыслом».

Действительно, каждая работа требует несколько недель кропотливого труда, но разглядывать и познавать их впоследствии можно годами. На одном из листов из астрологической серии «Год собаки» автору позирует круглая луна с космонавтами, кратерами и накрашенными губами, Юрий Гагарин и, конечно, главные собаки человечества — Белка и Стрелка. В серии, посвященной вождям, есть невероятно умильный Дмитрий Медведев в детском костюме и в окружении медвежат всех возможных видов и фасонов. Или Владимир Ленин в головном уборе фараона с серпом в руке, или Леонид Брежнев в окружении орденов, с ракетой в виде скипетра и державой с олимпийским мишкой.

Все серии, над которыми работает художник, тоже носят активный социально-политический контекст: «Алфавит», «Вожди», «Нефть». Особенно затейливым выглядит «Алфавит». Например, буква «Ж», где автор в одном месте собирает «жирафа», «жопу», «жару» и «железный занавес». Или буква «Н» с «недрами», «наганом», Никарагуа, Некрасовым и «носорогом». В работах Аманиты каким-то удивительным образом переплетаются советские образы, приемы конструктивистских плакатов начала 20-х годов, крокодиловской карикатуры и многоуровневость средневековой книжной иллюстрации. Художник и сам признается, что его главными вдохновителями, с одной стороны, стал Альбрехт Дюрер, с другой — советский иллюстратор детских книг Евгений Рачев. В числе поклонников творчества Аманиты банкир Алексей Поляков — не просто бизнесмен, а настоящий гедонист и любитель искусства, в одном из интервью его даже представили как арт-банкира.

«В книжном автобусе на ярмарке Bookmarket среди детских книжек я увидел тоненький альбом с необычными иллюстрациями, — вспоминает господин Поляков. — Они поглотили мое внимание. Неизвестный, скромный, но таинственный и мощный Аманита! Вначале я не поверил, что рабочий в каске и с сигареткой выплескивает на зрителя новую вселенную. Потом познакомился с этим, в прямом смысле слова, пролетарским художником, купил много картин и подружился. Это было для меня сравнимо с открытием Оруэлла и Пелевина одновременно».

Долгие годы Александр Ерашов проработал инженером на электростанции в Казахстане. Аманитой он становился только вечером, после работы. Это был его личный побег от убогой реальности. «Я вырос на творческой целине, без музеев и без интернета, — рассказывает сам Аманита. — У меня не было возможности следить за художественным процессом. Я всегда был сам с собой. Как животные, которые живут на изолированном острове. Наверное, отсюда проросла моя самобытность».

Александр говорит, что вдохновение ему не ведомо и главное в его творчестве регулярный кропотливый труд. Труд объединяет все остальные составляющие листов Аманиты, где автор смешивает остроумные сопоставления, узнаваемые портреты, цитаты из литературы и изобразительного искусства.

«Я не смотрю на его иллюстрации, а как будто читаю короткие чеховские рассказы, — делится своими впечатлениями Алексей Поляков. — Только эти рассказы написаны иероглифами: символами, взятыми из нашей советской жизни. Многие мои друзья считают, что работы Аманиты — это хороший подарок, вслед за мной они нашли в его рассказах-картинах свою историю. Мне нравится наблюдать, как сперва они заинтригованы, потом улыбаются, начинают фотографировать и в итоге оставляют его картины у себя на стене, чтобы перечитывать каждый день».

image1-2
Банкир Алексей Поляков
Художник Александр
Художник Александр Ерашов

50 Barrels Arctic The Mao Tiger 2 Walruses of The Dark sea