19 ноября в Grosvenor House, JW Marriott Hotel в Лондоне состоялось едва ли не самое ожидаемое событие в осеннем календаре лондонских культурных и светских мероприятий — четвертый Русский бал. Дебютанты, русскоговорящие гости и настоящие британские лорды охотно танцевали вальсы, полонезы, кадрили и слушали «Катюшу» в одном из самых больших бальных залов Европы. Мероприятие, организованное так далеко от Родины, отличалось неподдельным патриотизмом.
Русский бал, объединяющий в себе европейскую изысканность и русский размах, проходит в Лондоне уже в четвертый раз. Его патронесой выступает внучатая племянница последнего императора России Николая II принцесса Ольга Андреевна Романова. В своем приветственном слове, которое она произнесла на английском языке, поскольку русским, увы, не владеет, она отметила важность возрождения традиций русских балов за рубежом как способа поведать иностранцам о богатом культурном и творческом наследии России.
В действительности общество носило скорее интернациональный характер. В прошлом году в числе его почетных гостей были члены королевской семьи Великобритании принцесса Майкл Кентская и лорд Фредерик Виндзор. В этом году среди дипломатов, деятелей культуры и бизнес-элиты были замечены всемирно известный британский театральный и оперный режиссер Дэвиду Паунтни, автор бестселлеров о частной жизни принцессы Дианы Колин Кэмпбелл, дизайнер Елена Сиволдаева, актриса Регина Мянник, известная по сериалу «Лондонград». Уже не в первый год на бал приехал лорд Алан Уэст, адмирал, экс-глава военной разведки Великобритании и бывший главнокомандующий Королевских ВМС, с супругой. Почетная участница одного из предыдущих русских балов, фотомодель и актриса Ольга Куриленко, к сожалению, в этом году прийти в Grosvenor House не смогла. Вместо нее на балу появилась ее мама, которая, между прочим, по красоте и элегантности не уступает своей дочери.
Общее число гостей превысило 600 человек. Дамы с нескрываемой радостью дефилировали в своих роскошных бальных платьях разного фасона, а мужчины держались в смокингах и фраках столь непринужденно, будто в них родились. Тем, кто пришел на торжество заблаговременно, посчастливилось насладиться традиционным шампанским с черной икрой на входе, тем же, кто предпочел прибыть на бал ровно к началу основной части церемонии, пришлось до ужина довольствоваться духовной пищей: зазвучавший знаменитый «Вальс цветов» П. И. Чайковского ознаменовал собой выход дебютантов. 30 юных красавиц торжественно спустились с лестницы в сопровождении столь же юных кавалеров, чьи красно-золотые доломаны превосходно оттеняли белоснежные наряды дам.
Грациозность их походки и великолепная осанка сами собой напоминали, что за всеми постановками Русского бала стоит президент Международного танцевального союза хореограф Леонид Плетнев.
Далее на сцене появилась прима-балерина Лондонского Королевского балета Роберта Маркес, представшая в образе умирающего лебедя. Аккомпанировал знаменитой бразильской балерине лауреат множества музыкальных титулов и наград Юрий Ревич, причем на настоящей скрипке Страдивари стоимостью около 3 миллионов фунтов стерлингов.
В течение культурной части вечера на сцене выступила солистка Большого театра Юлия Мазурова (меццо-сопрано), чей репертуар был поистине разнообразным: от классической арии Кармен до всенародно любимой «Катюши».
За долгожданным ужином гости также могли поучаствовать в благотворительной лотерее и насладиться номером пятикратных чемпионов мира по бальным танцам среди профессионалов Катюши Демидовой и Арунаса Бижокаса.
Полночь вопреки сказке про Золушку для многих ознаменовала не окончание бала, а скорее его начало: на призыв организаторов выйти на паркет откликнулись все. Гости танцевали вперемешку с дебютантами и бойко на ходу разучивали кадриль. Не омрачило веселье даже такое «легкое неудобство» как нехватка кавалеров: мужчин на балу было на 30% меньше, чем женщин, что еще больше, чем икра и «Катюша» напоминало о «русскости» бала.
Дамы, к счастью, не растерялись и мгновенно разбились по парам. Джазовый оркестр Len Phillips Big Band чередовал вальсы с произведениями Фрэнка Синатры, а после часу ночи перешел на танго и фокстрот, румбу и ча-ча-ча. Уходить из Grosvenor House никто не торопился, возможно, потому что устроителям этого мероприятия удалось его сделать, при всех своих клише с водкой Ivan, икрой и балетом, гораздо более патриотичным по духу и настроению, чем многие праздники, проходящие в России.
Фото: Егор Писков