Оскар Хартманн: «В России еще достаточно возможностей делать простые вещи»

Александр Галицкий (Almaz Capital Partners) и Оскар Хартманн (KupiVIP)

30 марта в офисе компании EY прошла дискуссия «Место предпринимательства в структуре экономики 2030. Стратегия развития МСП» среди финалистов и участников конкурса «Предприниматель года» при участии таких спикеров, как Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко, Александр Галицкий, Наталья Касперская, Андрей Романенко и Оскар Хартманн. Модератором выступил управляющий партнер компании EY по России Александр Ивлев.

Александр Ивлев, стоявший у истоков создания ежегодного конкурса «Предприниматель года» в России, который проходит с 2003 года, открыл дискуссию приветственным словом и представил спикеров. Он отметил, что сегодня «20% от российского ВВП приходится на малый и средний бизнес. В рамках разработанной государством стратегии этот показатель должен вырасти до 40%, доля занятого населения в МСП должна составить 35%, а производительность труда в постоянных ценах вырасти в два раза». В пример были приведены развитые страны, где доля малого и среднего бизнеса составляет 60-70% ВВП. «Нам есть к чему стремиться», — завершил свое вступление модератор дискуссии и пригласил первого спикера, президента «Ростик Груп» Ростислава Ордовского-Танаевского Бланко.

«Мне посчастливилось пережить сначала три кризиса в Венесуэле, потом четыре в России — 90-е, кризисы 98-го, 2008-го и нынешний. Самое главное — быть устойчивым психологически и действовать. Время — ограниченный ресурс — если его направить на самое главное, что у вас есть, вы получите рывок. Иногда надо иметь смелость и мудрость, чтобы понять: вы достигли конца, и что после этого конца всегда есть новое начало», — поделился Ростислав. Была затронута тема импортозамещения. «Если есть барьеры в стране для предпринимательства, монополистические группы, то это не даст никакого толчка. Единственное, что нужно предпринимателю — это хорошее поле с понятными правилами и равноправием для всех, свобода действий и открытая конкуренция», — отметил он.

«У нас никогда не возникало особых барьеров, видимо, в области IT они ниже. Что касается импортозамещения — мы активно лоббируем эту тему, нам это крайне выгодно. Санкции нам сильно помогли. Сейчас нужно использовать те возможности, которые есть. Например, слабый рубль», — заявила Наталья Касперская, генеральный директор группы компаний InfoWatch. По ее словам, она с оптимизмом смотрит в будущее и надеется, что ее бизнес займет место крупных корпораций, которые в иных условиях ни за что бы его не отдали. Александр Ивлев, в свою очередь, прокомментировал: «Важно быть не только в теме, но и в доле».

«Я — сторонник импортонападения», — сказал сооснователь и управляющий партнер Almaz Capital Partners Александр Галицкий. Он привел в пример китайские высокотехнологичные компании, которые главной задачей ставят выход на международные рынки — они открыты для привлечения интеллектуального капитала в страну, чтобы «выиграть сражение Интернет 4.0». «Как инвестора меня радует появление сегодня проектов с современными технологиями для совершенствования производственных циклов. Идет волна технологий. Импортозамещением не обойдешься, потому что если ты не встроился в мировую value chain, то ты выпал из технологического пространства», — отметил Александр.

Основатель, член совета директоров группы Qiwi Андрей Романенко высказал свое отношение к поднятому вопросу. «Можно начинать заниматься импортозамещением компаниям, которые входят в топ-5 в своем сегменте и имеют долю рынка хотя бы 20%, потому что тогда ты можешь выходить на международный рынок, у тебя есть определенный background, ты зарабатываешь деньги на локальном рынке. Но нельзя этого делать, пока у тебя нет коробочного решения, — сказал он и продолжил. — Недавно я был в Силиконовой долине в офисе Uber. Там говорят, что с утра придумали какую-нибудь «фишку», а к обеду в Китае ее уже реализовали. Без технологий победить невозможно. Сейчас выигрывают только сильные игроки, платформы, команды».

Президент холдинга KupiVIP Оскар Хартманн рассказал, как себя чувствует рынок e-commerce. «Сейчас сегмент продажи обуви и одежды онлайн растет на 80% к 2014 году. Это просто фантастика. Рынок уже большой и продолжает расти такими темпами. Люди хотят экономить, поэтому идут в интернет», — отметил он. Оскар рассказал, как возникли CarPrice и «Заодно»: «Я проанализировал все экономики мира, которые падали четыре года подряд, и посмотрел, какие компании в это время выросли. Это были аукционы подержанных авто и дискаунт-ритейлеры фиксированных цен. В России еще достаточно возможностей делать простые вещи. Два года назад в стране не было аукциона подержанных машин, а в США этот сегмент приносит 100 млрд долларов», — продолжил он.

_DSC5605
Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко («Ростик Груп») и Андрей Романенко (Qiwi)
_DSC5641
Александр Ивлев (EY) и Наталья Касперская (InfoWatch)
_DSC5616
Участники дискуссии
_DSC5601
Андрей Романенко (Qiwi), Александр Галицкий (Almaz Capital Partners) и Оскар Хартманн (KupiVIP)
_DSC5655
Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко («Ростик Груп»)

_DSC5624 _DSC5650

Фото: Светлана Беканова