Наручные часы — трата или инвестиция: советы банкира

Исполнительный директор рынков долгового капитала Райффайзенбанка Александр Булгаков, коллекционирующий наручные часы, поделился с FinBuzz советами о том, на какие марки и модели стоит обратить внимание.

В наши дни смартфон любого школьника дает мгновенный доступ ко всему знанию человечества и несет в себе вычислительную мощь большую, чем та, которой планета Земля обладала в 70-е, когда произошла «кварцевая революция», почти убившая механические часы как класс. Но все же ежегодно миллионы людей тратят сотни, тысячи, а то и десятки тысяч долларов на старомодные, неточные, требующие заботы девайсы для ношения на своих запястьях, которые, по большому счету, не умеют ничего существенно большего, чем приблизительно показывать время. Делают они это не лучше, а зачастую – хуже, чем аналогичные по назначению пластиковые изделия с микросхемой и батарейкой, поставляемые китайскими производителями по цене $20 за ведро.

Что же побуждает людей к столь нерациональному поведению?

Благодарить стоит в первую очередь Николаса Хайека, создателя и бессменного лидера (вплоть до своей смерти в 2010 году) ныне крупнейшего часового гиганта Swatch Group, выпустившего первые одноименные часы в 1983 году.

1

Фото 1: Первые часы Swatch, 1983

Они были пластиковыми и кварцевыми, но именно им Breguet, Blancpain, Omega, Longines, Tissot, а также десятки других марок группы Swatch, да и вся швейцарская часовая промышленность, 2/3 предприятий которой уже закрылось к 1983 году, сметенные азиатским кварцем, во многом должны быть признательны за свое существование.

2

Фото 2: Николас Хайек

С помощью денег, вырученных от недорогого массового кварца, истинный фанат Haute Horlogerie, Хайек остановил механические часы на краю бездны забвения и развернул для них время вспять, не дав им оказаться там же, где сейчас находятся пишущие машинки и пленочные фотоаппараты. Он создал культ дорогих механических часов, которые стали ассоциироваться с роскошью, успехом, популярностью – всем тем, с чем должны ассоциироваться у потребителя вещи, рекламируемые голливудскими звездами, чемпионами Формулы 1 и обладателями «Большого шлема» в глянцевых журналах.

Являются ли швейцарские часы таким же товаром престижного потребления, как новая коллекция сапог D&G или сумка Celine в новой раскраске? Во многом – да. Их рынок держится на покупках со стороны тех же обеспеченных потребителей, которые зачастую не имеют понятия, что за механизм в часах, какова их история, почему они, в конце концов, стоят таких безумных денег? Вместе с тем, в отличие от сапог и сумок, многие часы хорошо сохраняют стоимость, а иногда и растут в цене, в связи с чем покупка дорогих часов определенных марок/моделей может рассматриваться как своего рода инвестиция.

По большому счету, все часы по их ликвидности и способности сохранять стоимость можно разделить на две категории: стальные спортивные Rolex и все остальные. Говорят, что вы можете очнуться голым на незнакомом (но обязательно обитаемом!) острове, но если на руке остался твой Sea-Dweller или Explorer, с вами с высокой долей вероятности все будет хорошо, ибо по меньшей мере на одежду, еду и транспортировку до ближайшего консульства вам хватит.

3

Фото 3: Rolex Sea-Dweller, 2014

Швейцарский часовой гигант стоит особняком от, пожалуй, любых других часов. Узнаваемость этой марки беспрецедентна: спросите прохожего в любой стране мира назвать одну марку дорогих часов – Rolex будет ответом в большинстве случаев. Rolex – это объем производства более миллиона часов в год (в разы больше, чем любые другие часы аналогичной ценовой категории), непрерывная история (большинство других известных марок фактически умерли в ХХ веке и были возрождены), передовые часовые технологии и сверхконсервативный дизайн, принципиально не меняющийся десятилетиями, как и модельный ряд. И конечно легендарная надежность и долговечность, являющаяся эталоном для часовщиков. Механизмы Rolex – это пикапы Toyota часового мира.

Покупая любой стальной Rolex серии Oyster Perpetual, вы можете быть уверены, что через годы и десятилетия вы вновь сможете обратить его в кэш, причем в большинстве случаев количество долларов при продаже будет не сильно меньшим, а зачастую – большим, чем при покупке. Ликвидность при этом позволит вам обменять сто пятьдесят граммов нержавеющей стали сорта 904L (у Rolex она тоже не как у всех) на дензнаки в очень короткий срок, если потребуется.

Более того, может оказаться, что продав Rolex, купленный по случаю лет 10-15 назад, на вырученные деньги вы сможете купить два или три новых. Лишние пару букв на циферблате, либо их отсутствие, или даже цвет шрифта в слове Submariner, например, может со временем удвоить цену. А если очень повезет, или подождать подольше…

4

Фото 4: Rolex Daytona, конец 60-х — начало 70-х

Вот, например два хронографа Daytona конца 60-х – начала 70-х, отличающихся только оформлением циферблата и безеля. Если бы тогда вы могли позволить себе отдать баснословную сумму в $300 за стальные часы, то сегодня за левые легко бы выручили $25 000, а за правые – $90 000. Для сравнения: ритейловая цена современной стальной Daytona – около $12 000.

5

Фото 5: Rolex Daytona, 2010-е

Другим брендом, который необходимо упомянуть в контексте часов как инвестиции, является, конечно, великий Patek Philippe, заслуженно многими считающийся часовой маркой №1. Также как и Rolex – это частная мануфактура с непрерывной историей, задолго до него ставшая часовым грандом. И если Rolex  в большинстве случаев – это простота трех стрелок и сравнительно «дешевый» входной билет, то Patek – это уже по-настоящему дорого и сложно: годовой и вечный календари, репетир, турбийон, сплит-хронограф, уравнение времени и т.д., все это вместе и по отдельности.

6

Фото 6: Patek Philippe Perpetual Calendar Chronograph, 2010-е

При этом и три стрелки «скромной» Calatrava являются, пожалуй, эталоном «костюмных» часов.

7

Фото 7: Patek Philippe Calatrava Ref. 5227, 2013

В начале ХХ века богатейшие люди мира мерились друг с другом сложностью своих карманных Patek Philippe. Победил банкир Генри Грейвс, чьи часы, на проектировку и создание которых ушло 8 лет, в 1933 году стали самыми сложными и оставались таковыми до 1989, когда сам же Patek на свое 150-летие превзошел их со своим Calibre 89.

8

Фото 8: Patek Philippe Calibre 89, 1989

Именно часы Patek Philippe ставят из года в год рекорды на аукционах, а очередь на некоторые актуальные модели может достигать трех лет. Покупая легендарный стальной Nautilus, вы можете быть уверены, что большая часть потраченных денег, при необходимости, всегда к вам вернется.

9

Фото 9: Patek Philippe Nautilus Ref. 5711, 2010-е

Еще одна марка, начавшая «гражданское» производство лишь в 1990-х, неожиданно и стремительно, как Джон Рембо в лагерь противника, ворвалась в короткий список грандов, часы которых могут считаться инвестицией – это Officine Panerai.

10

Фото 10: Сильвестер Сталонне в «Рэмбо 4», Panerai Marina Militare Ref. 5218-202/A, середина 90-х

Считавшаяся скептиками временным помешательством, «панераемания» сделала почти любые «Памы», как их называют поклонники-paneristi, почти столь же ликвидным товаром «на вторичке», как стальные Rolex, а ежегодные повышения цен и сравнительно ограниченный объем производства стали гарантией сохранения средств. Есть у марки и свои звезды, как изображенные на фото PAM203, цена любого из 150 произведенных экземпляров которых сейчас приближается к отметке $100 000.

11

Фото 11: Panerai Luminor PAM203, 2005

Помимо «большой тройки» ликвидных «инвестиционных» часов, стоит также упомянуть марку Cartier, которая исторически имеет хорошие позиции на вторичном рынке, однако круг ценителей часов Cartier не так широк, что сказывается как на ликвидности, так и на сохранении стоимости.

Нельзя обойти вниманием и Omega, стремительный марш которой в luxury сегмент за последние 20 лет, а также наличие таких культовых моделей, как Speedmaster (первые и единственные часы, которые носили на Луне)

12

Фото 12: Баз Олдрин, второй человек на Луне в Omega Speedmaster на борту Apollo 11 (именно эти часы были надеты поверх скафандра Нила Армстронга во время «маленького шага для человека»), 1969

и Seamaster (c 1993 года — непременные часы Джеймса Бонда).

13

Фото 13: «Агент 007» Пирс Броснан в Omega Seamaster, 1990-е

Качественная и инновационная техническая составляющая, богатая история, а также мощная маркетинговая поддержка сделали некоторые ее спортивные модели практически столь же интересными с точки зрения сохранения стоимости, как Rolex, а большие объемы выпуска и более доступная цена – весьма ликвидными на вторичном рынке.

В завершение, рискну упомянуть еще одну марку, часы которой в будущем, на мой взгляд, позволят приумножить вложения в них сегодня: F.P. Journe. Франсуа-Поль Журн начал массово (если меньше тысячи часов в год можно назвать массовым выпуском) создавать предметы наручной роскоши под собственным именем менее двадцати лет назад и с 2002-го его произведения получают призы женевского часового салона («Оскар» мира часов) почти каждый год, кроме тех лет, когда сам месье Журн входил в жюри конкурса.

14

Фото 14: F.P.Journe Octa Lune, 2015

Стоимость изделий мастера Журна сопоставима с часами Patek Philippe, но их тиражи в 50-60 раз меньше. Уверен, что прижизненные творения J.P., которого часто называют Бреге наших дней, будут цениться в будущем так же, как сейчас ценятся часы, собранные при жизни самого Абрахама-Луи – величайшего часовщика прошлого.

Существует множество часов других марок, которые могут служить в качестве хорошего объекта сохранения средств и даже инвестиции, однако в одной статье невозможно упомянуть их все. Покупайте и носите часы, если они вам нравятся и радуют, покупайте для себя, а не для окружающих и не пытайтесь выбирать исходя из «инвестиционной привлекательности» – часы… они все же не про это!