На форуме Адама Смита обсудили вопросы наследования активов

Анна Матвеева (Sberbank Private Banking), Ангелика Генкель (Газпромбанк Private Banking) и Светлана Григорян (Friedrich Wilhelm Raiffeisen)

Думают ли состоятельные россияне о вопросах передачи своих активов наследникам, а также готовы ли сами наследники получить в свои руки богатство и бизнес? С таких вроде бы несложных вопросов начался седьмой международный саммит Адама Смита «Управление частным капиталом и private banking: Россия и СНГ», который прошел в Москве с 12 по 14 апреля. Однако, ответы были не столь очевидными.

Руководитель образовательной программы для преемников бизнес-школы «Сколково» Елена Яковлева рассказала, что в соответствии с недавним исследованием, проведенным силами школы, горизонт планирования даже у самых состоятельных россиян не превышает пяти лет (почти 65% опрошенных), а степень проработки планов преемственности до сих пор минимальна (почти 63% опрошенных). Взрослые дети не вовлекаются в процесс принятия бизнес-решений (хотя, по опросам, почти половина детей получает образование и находится в России) и в большей массе не понимают структуру активов и конфигурацию бизнеса родителей. При этом, почти 83% владельцев бизнеса считают, что большая часть их благосостояния (в том числе, собственно бизнес) должна перейти по наследству к детям. Сами же дети, не вовлекаемые родителями в решение ни экономических, ни часто семейных вопросов, главной ценностью декларируют свободу и воспринимают необходимость преемственности, в том числе, как безальтернативность.

Наталья Ларина, руководитель управления инвестиционного консультирования «Уралсиб Private Bank», согласилась, что такое противоречие действительно существует, и возможно, из-за него, в частности, имеется неутешительная статистика, что около 70% семейных фирм при переходе ко второму поколению продается или ликвидируется. Также, возможно, из-за этого в уникальной стране Японии, всегда ищущей самые нестандартные выходы, усыновление во взрослом возрасте составляет 81% от всех усыновлений (владельцы бизнеса сначала ищут и воспитывают преемника, а потом включают его в семью, чтобы бизнес оставался внутри семьи).

Наталья рассказала, что «Уралсиб», как и некоторые другие крупные банки, организует программу «Наследник», призванную познакомить наследника с работой коммерческого банка вообще и основами управления семейным благосостоянием в частности. Программа эта достаточно молодая, для банка не является коммерчески выгодной, но тем не менее просто необходима, чтобы не потерять связь банка со вторым поколением клиентов.

Второй и третий дни форума прошли в попытках обозначить новейшие тенденции российского private banking, последние тренды в инвестировании и новые возможности, предоставляемые российскими и западными семейными офисами.

Анна Матвеева, заместитель руководителя Sberbank Private Banking, рассказала, что российские клиенты в массе своей достаточно консервативны, и с удовольствием продолжали бы держать денежные средства на депозитах, если бы банки предоставляли им достаточно привлекательные условия. В нынешних же условиях на первое место выходят инвестиционные решения, такие как валютные облигации, ноты с защитой капитала, глобальные фонды. Интерес вызывают уникальные предложения Сбербанка, например, получение доступа к «проблемным залоговым» активам банка или участие в закрытых фондах инвестиций. Также становятся интересными инвестиции в недвижимость и такие необычные формы, как например, инвестиции в Фонд электронного кредитования в Великобритании. По мнению Светланы Григорян, главы подразделения по работе с состоятельными клиентами Раффайзенбанка, по-прежнему высок интерес клиентов к гарантированным инструментам.

Вопросы, задаваемые участникам панели private banking, не обошли вниманием и тему первого дня — о развитии второго поколения, об их требованиях мобильности и быстроты. Как соотнести эту тенденцию с консерватизмом и желанием конфиденциальности тех клиентов, которые пользуются услугами private banking сейчас? Участники панели сошлись во мнении, что закрывать глаза на тренды нельзя, поскольку клиенты мигрируют из банка в банк, изучают рынок и требуют всего самого лучшего, но все-таки мобильное обслуживание (которое так любят молодые участники финансового рынка) не совсем тема для private banking, и пока по-прежнему самое главное требование, предъявляемое клиентами этого сектора — конфиденциальность.

Традиционно, одной из самых интересных стала панель, на которой представители компаний разных стран рассказывали о преимуществах своей страны для релокации и проживания. Эти «кулачные бои» всегда вызывают массу вопросов и комментариев, и, возможно, в будущем организаторам нужно устроить мини-голосование, чтобы определить страну-победителя.

В этот раз Великобритания рассказала об инвесторской иммиграционной программе ЕВ-5, которая пока не часто используется россиянами, но зато очень популярна в Китае. Кипр представил невероятно красивую презентацию и привлекательную программу альтернативного гражданства, которое не требует даже постоянного проживания в стране. Мальта и страны Карибского региона посоревновались в красоте пейзажей, финансовой привлекательности и очень конкретных возможностях использования инвестиционных программ предоставления гражданства в совершенно разных семейных ситуациях. Швейцария завершила сессию кратким, но конкретным рассказом, убедившим всех присутствующих, что переезд в Швейцарию хотя и сложен, но все-таки возможен.

В целом, можно выделить следующие тенденции и тренды, которые участники форума обсуждали от панели к панели в течение всех трех дней.

1. Все игроки рынка должны стремиться (и стремятся) как можно скорее разобраться, как работать с представителями второго поколения. Какие виды инвестирования они выберут? Какие формы семейных офисов станут для них наиболее подходящими?

2. Все консультанты, работающие в сфере управления благосостоянием, должны уходить от предложения клиентам «коробочных» продуктов, а обязаны развиваться в сторону решения совместно с клиентом их стратегических целей.

3. Запросы на lifestyle-услуги, которые обычно только сопутствовали услугам инвестирования (релокация, медицинское и пенсионное страхование, помощь в организации образования, решение конкретных семейных ситуаций) и не являлись основным бизнесом для банков или инвестиционных консультантов, приобретают все большее значение для семейного стратегического планирования и, возможно, требуют пересмотра их роли в общих инвестиционных услугах.

4. Самые популярные вопросы 2016 и 2017 годов — это изменение налогового резидентства, реструктуризация и амнистия капитала, вопросы контролирующих иностранных компаний, и от их решения, в частности, зависит будущее отрасли инвестиционных и финансовых консультантов.

DSC08381
Участники дискуссии
DSC08397
Phanes Theophanous (Barclays)
DSC08406
Алексей Гусев, Институт финансового планирования
DSC08430
Юрий Грибанов (Frank Research Group)
DSC08441
Евгений Живов и Андрей Бабиян (УК «Альфа-Капитал»)
DSC08463
Вадим Бондарев (Bank of Singapore)
DSC08504
Георгий Иванян («Европа Финанс»), Анна Иванова (УК «Промсвязь») и Хачатур Гукасян (ИК «Атон»)
DSC08499
Юлия Петрова (Sberbank Private Banking)

DSC08437

DSC08457
Александр Муратов (Julius Baer)

Фото: Светлана Беканова