Медиафорум «Ведомостей»: Юлиана Слащева и Дмитрий Чернышенко поговорили о будущем отрасли

Структура программы конференции «Медиабизнес» газеты «Ведомости» сняла вопрос об актуальных проблемах отрасли: начиналась она с обсуждения судьбы иностранных СМИ в новых законодательных обстоятельствах, а заканчивалась — взаимоотношениями СМИ и рекламодателей.

Первая же дискуссия вскрыла разницу в управленческих подходах иностранных и российских медиа-менеджеров. Марк Фишер из Bauer Media Group Россия честно признался, что его компания все еще ждет четких указаний и рекомендаций от российских регуляторов относительно закона об ограничении доли иностранного участия в СМИ (действие которого наступит уже в феврале 2016 года). В то же время его коллеги Юлиана Слащева, генеральный директор «СТС Медиа», и Ольга Паскина, генеральный директор Discovery Networks в Северо-Восточной Европе, рассказали о том, как приводят свои бизнесы в соответствие с новыми требованиями. То есть наши управленцы быстро поняли, что ждать бессмысленно, поэтому шанс успеть в срок у их компаний есть. А вот за Bauer как-то волнительно.

В этом году «Ведомости» предложили необычный формат дискуссий с ключевыми спикерами — интервью на сцене. Маргарита Симоньян беседовала с Юлианой Слащевой (гендиректором СТС Медиа), Ксения Болецкая — с Екатериной Тихомировой (президентом «Европейской медиагруппы») и Дмитрием Чернышенко (генеральным директором «Газпром-медиа») . В этих беседах спикеры раскрыли много новостей. Юлиана Слащева рассказала о перезапуске телеканала «Перец» под новым брендом «Че» (примечательно, что холдинг проводит этот перезапуск в условиях сокращения всех бюджетов на 10%), а также о скором старте платного доступа на сайте СТС к новым сериям самых популярных сериалов (их можно будет посмотреть до выхода в эфир). Екатерина Тихомирова тоже представила новый проект холдинга — онлайн плеер «Хамелеон», объединяющий все радиостанции и дающий пользователям дополнительные развлекательные опции. Говоря о перспективах рынка, представители и телеиндустрии, и радио-бизнеса, сошлись в оценках: по итогам текущего года рынок упадет на 16–20%, а в 2016 останется на том же уровне. Представители рекламных агентств, вздохнули. Всем больно, и это понятно.

Однако, не все так плохо, и есть точки роста. По признанию Алексея Пивоварова, руководителя отдела трансмедийных проектов СТС Медиа, «диджитал — это единственное, что у нас растет». Действительно, аудитория традиционного «смотрения» и «смотрения в интернете» некоторых сериалов (в пример приводился «Лондонград») сопоставимы. В этой связи у индустрии обострились отношения с медиаизмерителями (сейчас монополия на измерения у TNS Gallup): метрики не учитывают аудиторию, потребляющую телевизионный продукт онлайн. Уже сейчас специально созданный индустриальный комитет по медиаизмерениям готовит предложения по изменению метрик, которые представит в следующем году. Это будут, очевидно, большие новости для всего рынка.

Дискуссионная панель о новостях объединила и агрегаторов, и традиционные площадки. Оказывается, количество новостей ежегодно утраивается (сообщил Юрий Погорелый из «Интерфакса»), при этом у аудитории появился запрос на хорошие новости (то есть, позитивные) и объяснительную журналистику (отметила Татьяна Исаева из «Яндекс.Новости»), но в большом потоке информации «люди задолбались искать и анализировать» (заключила Ксения Лукичева, креативный директор ivi.ru, а в прошлом — редактор Adme.ru). Именно поэтому люди реагируют эмоциями — либо на плохое, либо на хорошее. Как управлять таким перекосом? По словам Германа Клименко, основателя агрегатора Mediametrics, 70% перепостов новостей в социальных сетях делают «новостные профессионалы» (то есть люди, которые по тем или иным причинам ежедневно заходят на новостные порталы), их примерно 6 млн человек. Можно сказать, вот она — информационная совесть нации. К слову, разговор о «новостных профессионалах» уже породил дискуссию в соцсетях. На этот раз инициатором выступил Демьян Кудрявцев.

Обсуждая новости, не обошли стороной и специализированные СМИ. Дмитрий Навоша, генеральный директор Sports.ru, видит пути успеха для нишевых СМИ в развитии мобильных приложений и создании специфических информационных экосистем для пользователей в зависимости от их интересов. А вот новый глава бюро WSJ Нейтан Ходж, до этого работавший в бюро в Афганистане, рассказал, что уважаемое среди финансистов издание уже несколько лет назад приняло решение двигаться в сторону general news. Кстати, Нейтан отлично говорит по-русски, а до переезда в Россию был военным корреспондентом.

Вопрос из зала о том, не следует ли каждую негативную новость уравновешивать позитивной, так как «российское общество не готово к такому потоку плохих новостей», напомнил легенду об американских кинопроизводителях, которые сговорились во время Великой депрессии выпускать только два вида фильмов: сладкие красивые сказки, чтобы люди могли отвлечься и забыть о голодных детях дома, либо фантастические фильмы ужасов, чтобы они видели, что бывает и хуже. В общем-то, проверенная технология, можно брать.

На конференции снова вспомнили байку о том, что создатели Comedy Club когда-то приходили на СТС, но там им отказали в сотрудничестве. Последствия этого отказа явно положительным образом сказались на делах ближайшего конкурента канала — ТНТ. Игорь Мишин, генеральный директор ТНТ, отметил, что наличие в холдинге двух производственных компаний позволяет каналу довольно уверенно преодолевать кризис. Другим производственным компаниям, несмотря на все старания, не удалось в этом году сократить расходы на производство контента: хорошее оборудование, а главное — профессиональные люди — все еще стоят дорого. Так что все как у всех: при дорогом производстве оптимизировать расходы приходится за счет объемов. Лучше меньше, да лучше.

В целом, форум прошел без сенсаций, скандалов и интриг, а в конструктивной дружеской атмосфере обмена мнениями профессионалов. Было заметно, что хотя индустрия и переживает непростое время, участники рынка настроены позитивно. Ведь, несмотря ни на что, телевидение продолжает жить, новости все еще интересуют граждан, товары все еще нужно рекламировать, а, значит, все будет хорошо.

3
Марк Фишер (Bauer Media Group Россия) и Юлиана Слащева (СТС Медиа)
5
Антон Комолов
6
Слева — Наталья Синдеева («Дождь»)
14
Дмитрий Чернышенко, гендиректор «Газпром-медиа»

13 15

Мишин
Игорь Мишин, генеральный директор ТНТ
Паскина
Ольга Паскина, генеральный директор Discovery Networks в Северо-Восточной Европе
Симонян
Маргарита Симоньян, главный редактор Russia Today
СТС Слащева
Юлиана Слащева, генеральный директор холдинга CTC Media
Фишер Bauer Media
Марк Фишер, генеральный директор «Bauer Media Group Россия»
Пивоваров
Алексей Пивоваров, руководитель отдела трансмедийных проектов СТС Медиа (слева)
Робот
Антон Комолов