Игорь Цуканов открыл в Лондоне выставку Айдан Салаховой 

Айдан Салахова

12 января в лондонской галерее Saatchi открылась первая в Великобритании персональная выставка Айдан Салаховой «Откровения», в которой собраны свежие работы художницы. 

Персональные выставки совсем не формат Saatchi Gallery, потому что у галереи нет задачи продвигать отдельных художников, но для Айдан Салаховой было сделано исключение. Во-первых, потому что ее «женская» экспозиция идеально дополняет параллельную выставку “Champagne Life”, которая открылась в галерее в тот же день и состоит исключительно из работ художников-женщин, а, во-вторых, потому что тема «Место женщины в культуре и религии», особенно восточной, которую разрабатывает в своих работах Айдан, сегодня актуальна, как никогда.

Сама выставка — это пять залов, где помимо нескольких лаконичных картин представлены скульптуры из белого и черного бельгийского мрамора и черного гранита, выполненные в Laboratori Artistici Nicoli в Италии. В первом зале зрителя встречает гарем из вереницы женщин в хиджабах, упрощенных до одной линии, которые ведут свой тайный разговор с руками христианского священника в рясе. Во втором — мраморные книги, в страницах которых утопают религиозные символы, в том числе Кааба. В третьем — видеоролик, в котором женщины Востока танцуют неприличные танцы с полуобнаженными мужчинами, посаженными на привязь. В последнем — мужчина и женщина, свободные, красивые и равные.

Помимо этих задающих тон аккордов,  (Айдан, как обычно, исследует тему женщины, ислама и секса), экспозиция состоит из множества удивительно пластичных скульптур, форма которых упрощена до символа, знака, резкого высказывания, заставляющего зрителя погрузиться в глубины своей религиозной и половой идентичности. В одном из залов представлены также эскизы скульптур на бумаге.

«Многие художники не дотрагиваются до своих работ, а я 20% финала доделываю сама прямо в студии в Италии, болгарками, дрелями и так далее. Самые старые работы на выставке — пятилетней давности, — рассказала Айдан на открытии. — Каждая делается в течение года-полутора, поэтому все долго. Остальные работы для выставки я готовила года четыре, концепт тот же. Например, на выставке я показываю ролик, который был рожден три с половиной года назад. Идея была в том, что все мужчины в этом видео — проститутки. Я его показывала два раза: на закрытом мероприятии в стрип-клубе «Эгоистка» и в моей студии. Сейчас ролик впервые показывается публично. Но получается, что видео, которое было о замене гендерных ролей, теперь выглядит как угроза восточных женщин европейским мужчинам. От женщины ведь зависит воспитание мальчиков. И поменять что-то в ситуации с исламом можно, если, пока мужья и братья думают о девственницах в раю, мать сможет как-то правильно вправить мозги сыновьям. Но для этого она должна прежде всего изменить свою психологию. Мало кто это понимает. В искусстве же все зависит от восприятия разных людей, но чем больше интерпретаций, тем лучше».

Дочь и ученица азербайджанского и российского художника Таира Тимура оглы Салахова Айдан дает в своем творчестве уникальную смесь интерпретации восточных традиций и европейской культуры. Так, женщина в одежде, напоминающей монашескую, у Айдан держит в руках мусульманский символ, а женщина в хиджабе напоминает по очертаниям фаллос, в чем зритель не сразу признается даже себе. Но такое тесное переплетение физиологии и символизма — норма для Айдан, которая своими работами, какими бы эстетически красивыми они ни были, прежде всего ставит вопросы, на которые нет однозначных ответов.

Меценатом выставки выступил Игорь Цуканов и Tsukanov Family Foundation, взявшие на себя смелость предложить работы художницы галерее, зная, что персональных выставок там не устраивают.

«Айдан давно хотела сделать выставку в Лондоне, — говорит Игорь, — и мне удалось убедить галерею. Я уже две выставки сделал здесь, это третья. Для организации такой выставки надо, чтобы существовали некие финансовые гарантии, а как это сделать? Если вы не заплатите за год вперед, то ничего не получится. Поэтому часто художник не может решить эти вопросы со спонсорами. Но у Айдан, кстати, они возникли ближе к делу, год назад этого не было. Это просто такое закулисье, которое мало кто понимает. С моей стороны это чистейшей воды меценатство. Но в любом случае, позитивное слово, связанное с российским художником — это уже хорошо. Попробуйте найдите сейчас позитивную информацию со словом «Россия».

«Айдан хороший художник. Но этого, конечно, не достаточно, всегда нужен контекст. На этот раз была возможность совместить ее работы с контекстом выставки 14 художников-женщин. Есть и еще одно обстоятельство, и оно не менее важно. Дело в том, что в следующие два-три года я не буду делать выставки в этой галерее напрямую и хотел, чтобы Айдан разогрела публику на тему Азербайджана и искусства этого региона. То, что ее работы оказались сегодня настолько актуальны —  все немножко случайно в жизни получается. Это совпадение. Мне просто под мою репутацию дали возможность сделать такую выставку. Но тема-то очень интересная, можно сделать и коллективную выставку на тему «Женщины, ислам, секс». А сейчас я готовлю выставку про московский акционизм от Кулика до Pussy Riot, но она точно будет не здесь», — добавляет Игорь.

Выставка продлится до 28 февраля 

VAL_1976
Игорь Цуканов, Кристина Москаленко (FinBuzz) и Алия Саяхова

VAL_1961 VAL_1916 VAL_1914 VAL_1955 VAL_1927 VAL_1982

Фото: Сергей Валмон