Образование за рубежом: личный опыт двух студентов — детей финансистов

Борис Боташев и Елизавета Андреева

Дочь управляющего директора Московской биржи Анны Василенко Елизавета Андреева учится в лондонской Cass Business School, а сын Рустама Боташева из deVere Group Борис — в McGill University в Монреале. FinBuzz расспросил их о выборе учебного заведения для получения западного финансового образования.

Зарубежное образование зачастую становится объектом полемики, провоцируя споры не только в обществе, но и в семейном кругу. Однако прагматичные финансисты уверены, что вузовский диплом в сфере экономики и финансов лучше получать за рубежом. Основной аргумент сводится к явному отставанию системы финансового образования в России, вследствие чего у обладателей дипломов международного образца больше карьерных возможностей в крупных мировых компаниях.

Например, Рустам Боташев, управляющий активами deVere Group, отправил своего сына Бориса получать диплом бакалавра в области коммерции в Монреаль в Университет Макгилла (McGill University). Он убежден, что российское образование в этой сфере еще слишком молодое, должны пройти десятилетия, чтобы оно вышло на высокий уровень. «То, что мы не рассматривали российские университеты, не говорит о том, что у нас плохое мнение о них. Система образования в области математики и физики строилась десятилетиями, поэтому в России она одна из лучших, если не лучшая в мире, а зачатки нормального экономического или финансового образования у нас появились лет десять назад, — объясняет он. — Если бы парень был болен математикой или физикой, то постарался бы попасть в физтех, но поскольку у него был интерес к экономике, то резонно получать высшее образование за рубежом».

Борис Боташев, окончив в Москве Англо-американскую школу, прошел отбор в несколько передовых финансовых вузов США, но учиться поехал в канадский McGill University на факультет финансов и экономики. Выбор объясняется отчасти тем, что Монреаль для него — хорошо знакомый город, ведь он долго жил там с родителями и учился в местной школе до шестого класса. Также сыграла роль доступная ему существенная скидка на обучение: для граждан Канады год учебы обходится в $10 000, в то время как студентам из других стран придется платить порядка $40 000.

Дочь Анны Василенко, управляющего директора по развитию первичного рынка и клиентской поддержке Московской биржи, Елизавета Андреева также с юности тяготела к финансам, но диплом бакалавра получала в России в Высшей школе экономики. «Вышка» считается наиболее продвинутым отечественным вузом в области финансового образования, чему способствует ее сотрудничество с аналогичными западными учебными заведениями, в частности с Лондонской школой экономики и политических наук (London School of Economics and Political Science, LSE). Окончив четырехгодичную программу факультета ICEF (Международного колледжа экономики и финансов), Елизавета стала обладателем сразу двух дипломов: бакалавра экономики ВШЭ и бакалавра экономики и финансов Лондонского университета (University of London), причем последний диплом у нее с отличием.

Продолжить образование было решено не в России: оттачивать свои знания Елизавете предстоит в рамках магистерской программы факультета банковского дела и международных финансов в лондонской Cass Business School (CBS). Также ее приняли на программу Magister of Finance в LSE, но первый вариант она сочла более подходящим с точки зрения дальнейшего построения карьеры. Проработав около двух лет в крупной консалтинговой компании, Елизавета осознала, что хочет связать свое будущее с вложением средств инвесторов в частные компании.

Анна Василенко полностью поддерживает выбор дочери. «Мне бы хотелось, чтобы у Лизы была долгосрочная стратегия, понимание цели — как она видит свою карьеру через семь-десять лет. Она определила цель — управляющий фондом Private Equity, соответственно, после магистратуры ей стоит поработать аналитиком либо в Investment Banking, либо в Research, а для этого необходимо получить фундаментальную базу — знание финансового анализа и методологии оценки компаний», — рассуждает Анна Василенко. Обучение в Cass Business School обходится родителям Елизаветы в £25 000 за год.

Студент третьего курса McGill University Борис Боташев мечтает о карьере на рынке акций. После получения диплома бакалавра он планирует какое-то время работать, прежде чем учиться на магистра. «Бакалавриат дает общее образование в выбранной области, например в финансах, а узкой специализации там нет. Как правило, люди предпочитают пойти работать после бакалавриата, а потом выбрать более сфокусированное направление в магистратуре», — поясняет его отец.

Выбирая зарубежное учебное заведение, нужно собрать максимум информации о нем: рейтинги, публикации, отзывы, описание предлагаемых программ и курсов. Не лишним будет поинтересоваться мнением знакомых, коллег, а также выпускников интересующего университета. Приятным бонусом является возможность поступать одновременно в несколько иностранных вузов, однако ограничением здесь служит большой объем документов, которые в каждом случае нужно будет собрать.

«Процесс поступления очень сложный, и ученики выпускного класса школы первые полгода только этим и занимаются, — делится опытом Рустам Боташев. — В принципе все начинается, когда дети приходят в старшую школу, ведь все оценки идут в транскрипт, необходимый для подачи в иностранный вуз, так что расслабляться нельзя».

В зарубежной образовательной системе существует многокомпонентная система отбора. Стандартный пакет документов включает эссе, свидетельство об успеваемости (транскрипт), о месте в рейтинге при наличии рейтинговой системы, результаты академических тестов (Standard Academic Test для выпускников школ, GMAT или GRE для поступления в магистратуру, IELTS на знание английского языка), профессиональные рекомендации. Также может идти в зачет общественная работа. Наибольшую сложность обычно представляет написание сочинения или эссе, которое должно быть очень личностным и содержать четкое и убедительное обоснование зачисления.

Несмотря на то что прием документов в большинство иностранных учебных заведений заканчивается в конце февраля, с их подачей лучше не затягивать. Конкурс в рейтинговые вузы достаточно высокий, и при прочих равных условиях раннее время аппликации может дать дополнительные очки. Сейчас на рынке появились так называемые консультанты по образованию, которые предлагают помощь по подготовке документов для предоставления в приемную комиссию. Стоимость их услуг достаточно высока, однако есть риск отсутствия эксклюзивности при написании текстов. «В таком важном вопросе, как образование, аутсорсинга быть не может, — считает Анна Василенко. — Единственное, что можно допустить, — это отдать пакет документов на проверку носителям языка». Самостоятельность в подготовке документов, особенно при написании сочинения, дает дополнительные возможности проявить свою индивидуальность, продемонстрировать настойчивое желание учиться именно в этом вузе и, соответственно, увеличивает шансы на поступление.

После рассылки документов по выбранным учебным заведениям (их, как правило, бывает не больше пяти-шести) абитуриенты могут немного расслабиться до конца апреля, когда приходят ответы. Затем в течение указанного в ответах времени остается определиться с выбором, отправить подтверждение и с нетерпением ждать начала учебного года.

Рустам и Борис Боташевы
Рустам и Борис Боташевы
Борис Боташев
Борис Боташев
Елизавета Василенко
Елизавета Андреева