Деловые женщины поговорили об инвестициях во время кризиса

Алена Попова (Win.VC)

28 апреля  в офисе EY прошла интерактивная дискуссия «Инвестиции и предпринимательство в кризис» в рамках программы «Деловые женщины», на которой обсуждались способы выживания в кризис, источники инвестиций, а также развитие и эффективность модели peer to peer («от человека к человеку»). Алена Попова, основатель клуба Win.VC, общественный деятель, член московского хаба Давосского форума, выступила модератором дискуссии.

София Азизян, партнер компании EY, руководитель направления по кадровой стратегии в СНГ, обратилась с приветственным словом и представила участниц дискуссии: Аделию Донцову, управляющего партнера и директора Mildberry Россия, Надежду Живору, соучредителя и финансового директора автоломбарда «Атлант», и Александру Шафорост, основателя и генерального директора «Общества с натуральным вкусом №1».

София пригласила свою коллегу Ольгу Булатову рассказать о новой программе «Академии бизнеса» по женскому лидерству и обозначила 20 октября 2016 года началом ее запуска. При создании новой программы был консолидирован опыт, накопленный в рамках программы «Деловые женщины» и женского лидерства в компании EY.

«Акцент этой программы на осознанности, на intentional behavior, ее цель — дать тот результат, который останется с человеком, как неосознанная компетенция», — отметила Ольга. На выходе каждый участник получит индивидуальный план развития. Программа включает коучинг, создание персонального бренда, проработку вопросов стратегии компании и финансового менеджмента в организации, искусство влияния и взаимодействия в команде. В рамках этой программы также будут затронуты темы фитнеса и энергии, разумного питания, баланса в жизни и искусства нетворкинга.

Модератор встречи Алена Попова предложила участницам по очереди кратко рассказать о себе и поделиться личной историей успеха. Первой выступила Надежда Живора. «Я — финансист, большая часть моей жизни связана с «Ренессанс Капиталом», с золотым временем рынков капитала, когда продавалось все и необоснованно дорого. Когда золотые времена закончились, я ушла в декрет, пару лет сидела дома и занялась частной практикой, консультировала компании по привлечению капитала», — поделилась Надежда, которая вскоре познакомилась с концепцией автоломбарда, чья бизнес-модель построена на выдаче краткосрочных займов физическим лицам под залог транспортных средств.

«В феврале 2015 года мы с партнером запустили собственный автоломбард. Как показала личная практика, найти инвестирование действительно тяжело. В нашем случае сработала формула — friends, family and fools — привлечение денег от частных инвесторов, модель «peer to peer» оказалась очень рабочей в кризис, — рассказала Надежда. – Относительно кризиса и того, сколько он продлится, я считаю, что кризис у нас в голове. Основное — это гибкость мышления. Это залог успеха в жизни».

Александра Шафорост рассказала о своем проекте «Общество с натуральным вкусом №1». «Мы создаем просто вкусную еду. Все начиналось с ручного производства, сейчас эта линейка расширилась. Наша компания не привлекает средства извне. Полагаясь на свой опыт — я была банкиром, консультантом — мы стараемся расти только за счет собственных оборотных средств и делать все планирование, четко прислушиваясь к тому, что происходит на рынке», — рассказала она. Александра сообщила, что четыре года назад проект начинался с премиального сектора, тогда вопрос цены продуктов для конечного потребителя не стоял так остро. С 2014 года вектор развития компании изменился, и в линейку вошла продукция среднего и более дешевого сегмента, оставаясь при этом верной своему базовому принципу, что все «должно быть натурально и вкусно, необычно и ярко, и бизнес, по-прежнему, должен быть жизнерадостным».

«Я согласна, что кризис ментальный. Макроэкономические индикаторы к жизни индивидуального человека в принципе не имеют никакого отношения. В кризисе есть возможность для роста. Прежде всего, необходимо найти ту нишу, где ты можешь назвать себя экспертом, и там расти», — посоветовала Александра.

Следующей выступила Аделия Донцова. «Я возглавляю российское подразделение компании Mildberry. Мы работаем в секторе b2b и занимаемся разработкой бизнес-стратегии, маркетинговых стратегий и выводом продукта на рынок. Наши клиенты — и международные гиганты (Coca Cola, Pepsi, Unilever, Nestle), и российские большие и маленькие компании («Русское море», Дымов, Hoff)», — рассказала Аделия, которая, в свою очередь, не согласилась с предыдущими ораторами и отметила, что кризис в бизнесе присутствует. «В секторе b2b — это абсолютно заметная история. Мы четко видим, как бизнес сокращает свои бюджеты и активность. Наша компания существует уже 17 лет, мы поднимали и строили индустрию брендинга в России. Благодаря нашей репутации мы выигрываем в кризис. Более того, сильная репутация во время кризиса позволяет чувствовать себя достаточно вольготно. В отличие от наших коллег по индустрии бизнес нашей компании растет», — отметила она.

«В целом, мы понимаем токсичную ситуацию в стране. Кризис — это время возможностей. Залог успеха — насколько сильно вы любите то, чем собираетесь заниматься. Любовь к своему занятию многое помогает преодолеть», — считает Аделия. «Моя позиция — никогда ни в каких случаях не занимайте деньги. Нет денег — не открывайте бизнес, устройтесь наемным сотрудником и накапливайте минимальные инвестиции. Всегда рассчитывайте только на свои силы», — посоветовала она присутствующим.

Во время дискуссии обсудили также отношение к риску, перспективные ниши и возможности роста, адаптацию бизнеса к жизненным реалиям и другие актуальные вопросы, с которыми сталкиваются предприниматели. В свою очередь, Алена Попова рассказала о клубе инвесторов Win.VC и о том, что благодаря EY едет на программу «Самые влиятельные женщины мира». Среди приглашенных гостей в зале присутствовала Галина Фомина, вице-президент Альфа-банка, которая поблагодарила всех участниц дискуссии и поделилась хорошими новостями для малого и среднего бизнеса, рассказав о новом фонде Александра Бравермана с его льготными условиями кредитования МСП. Дальнейшее общение можно было продолжить в неформальной обстановке и задать спикерам все интересующие вопросы.

Аделия Донцова (Mildberry) и Александра Шафорост ("Общество с натуральным вкусом "№1")
Аделия Донцова (Mildberry) и Александра Шафорост («Общество с натуральным вкусом «№1»)
Алена Попова (Win.VC), Аделия Донцова (Mildberry), Александра Шафорост ("Общество с натуральным вкусом "№1"), Надежда Живора (автоломбард "Атлант"), Ольга Булатова (EY)
Алена Попова (Win.VC), Аделия Донцова (Mildberry), Александра Шафорост («Общество с натуральным вкусом «№1»), Надежда Живора (автоломбард «Атлант»), Ольга Булатова (EY)
Алена Попова (Win.VC), Аделия Донцова (Mildberry), Александра Шафорост ("Общество с натуральным вкусом №1") и Надежда Живора (автоломбард "Атлант")
Алена Попова (Win.VC), Аделия Донцова (Mildberry), Александра Шафорост («Общество с натуральным вкусом №1») и Надежда Живора (автоломбард «Атлант»)
Алена Попова (Win.VC), Аделия Донцова (Mildberry) и Александра Шафорост ("Общество с натуральным вкусом №1")
Алена Попова (Win.VC), Аделия Донцова (Mildberry) и Александра Шафорост («Общество с натуральным вкусом №1»)

IMG_2723 IMG_2838 IMG_2792

Александра Шафорост ("Общество с натуральным вкусом "№1"), Алена Попова (Win.VC), София Азизян (EY), Аделия Донцова (Mildberry) и Надежда Живора (автоломбард "Атлант")
Александра Шафорост («Общество с натуральным вкусом «№1»), Алена Попова (Win.VC), София Азизян (EY), Аделия Донцова (Mildberry) и Надежда Живора (автоломбард «Атлант»)

Фото: EY