Частным клиентам Sberbank CIB закрыли доступ к институциональной аналитике

Так выглядит главная страница research.sberbank-cib.ru

Частных клиентов интернет-трейдинга инвесткомпании отключили от аналитических материалов Sberbank Investment Research. Доступ к ним на равных правах с профессиональными участниками рынка ритейловые клиенты имели исторически, и теперь эта практика прекращена. 

«Я сам заметил, что меня отключили от аналитики, увы, никто меня об этом заранее не предупреждал», — рассказывает Андрей Виньков, который торгует через Sberbank CIB со времен «Тройки Диалог». Похоже, предупредить об отключении забыли не только Винькова. То же самое подтвердили еще три клиента компании: брокер не присылал никаких уведомлений об отключении доступа к аналитическим материалам. Представитель компании утверждает, что уведомление клиентам было отправлено.

Обнаружив, что его логин и пароль больше не действительны, Виньков сам позвонил в службу технической поддержки. Его перевели на клиентского менеджера, который объяснил отказ в доступе требованием комплаенса. «Интересно было бы узнать, как с точки зрения комплаенса отличается доступ к аналитике физических и юридических лиц, — удивляется Виньков. — Это большой удар по конкурентоспособности компании, потеря клиентов им обеспечена. Аналитика — одна из приоритетных вещей, если брокер не хочет давать аналитику, я найду другого брокера, который готов предоставить такую услугу». Это происходило в начале августа.

В пресс-службе Sberbank CIB подчеркнули, что, действительно, частных инвесторов и квалифицированных разводят, но объяснили это движением в сторону «кастомизации».

«Существуют регуляторные требования, в соответствии с которыми мы не имеем права раскрывать информацию и маркетировать некоторые типы ценных бумаг неквалифицированным инвесторам (например, о еврооблигациях и ADR), — объяснили в пресс-службе. — Поскольку аналитические материалы Sberbank Investment Research готовятся в первую очередь для институциональных инвесторов и профессиональных участников финансового рынка и ключевых клиентов, было принято решение о разделении аналитических материалов на две группы: материалы для институциональных инвесторов и профессиональных участников финансового рынка и материалы для розничных клиентов».

Для брокерских клиентов ПАО «Сбербанк» создан специальный продукт Retail Daily, который они регулярно получают по электронной почте, объясняют в Sberbank CIB, это более общий ежедневный отчет, он включает в себя информацию не только о рынке акций, но и облигаций, валют и сырьевых товаров и отличается глубиной детализации и покрытием разных инструментов, например, неквалифицированным инвесторам недоступна информация по иностранным бумагам.

Такая же практика разведения аналитических продуктов для разных типов клиентов применяется, например, в «Открытии»: институционалы «Открытия Капитал» имеют доступ к другого рода аналитике, нежели «розница». «Это совершенно нормальная практика и обусловлена она разными требованиями клиентов к аналитике — срок инвестирования, задачи, доступные инструменты и их ликвидность, капитал и прочее, объясняет Николай Судариков из «Открытие Брокер». Так же устроено и в БКС.

Сейчас Сбербанк консолидирует платформы онлайн-трейдинга Sberbank CIB и ПАО «Сбербанк», однако, история с отключением аналитики напрямую не связана с переводом клиентов из ЗАО «Сбербанк КИБ» в другое юридическое лицо — ПАО «Сбербанк», подчеркивают в банке.

По данным Московской биржи на конец августа 2015 года у Сбербанка зарегистрировано порядка 180 000 клиентов, как частных, так и профессиональных участников, подавляющая часть — это клиенты ПАО «Сбербанк». Год назад эта цифра была на уровне 173 300.