Ассоциация CFA позавтракала экзотическими деривативами

Евгений Федоринов, студент MBA второго курса в канадском университете Макгилла

В среду, 27 января, рано утром члены ассоциации CFA собрались в ресторане Movida на завтрак, чтобы послушать лекцию о таких экзотических финансовых инструментах, как деривативы на погоду, электричество и энергию.

По традиции мероприятие открыл генеральный директор ассоциации CFA Россия Владимир Туткевич, напомнивший собравшимся о противоречивой репутации деривативов. «Некоторые говорят, что данные инструменты размывают цену актива, другие же ратуют за то, что срочные контакты были созданы, наоборот, для того, чтобы помочь реальному сектору экономики».

Рассказать об особенностях «экзотики» был приглашен Евгений Федоринов, обладатель сертификата CFA, студент MBA второго курса канадского университета Макгилла и специалист с многолетним опытом работы со структурными продуктами, а также в сфере управления инвестициями.

Дериватив (от английского derivative — производный) — ценная бумага, выпущенная на уже функционирующие финансовые активы, иными словами «бумага на бумагу». Деривативы позволяют перенести ценовой риск одной стороны на другую, готовую его принять, с целью извлечения прибыли в будущем.

«Сейчас на рынках США и Европы можно найти необычные и оригинальные деривативы, которые могут представлять интерес для России, в частности, производные инструменты на погоду, электричество и другие энергоносители», — начал выступающий. В своей презентации он рассказал о наиболее распространенных видах экзотических деривативов. Отдельные слайды были посвящены ценообразованию и хеджированию рисков по каждому из выбранных инструментов. Несмотря на довольно ранее, особенно для зимы, время — завтрак начался в 8:30 утра — все собравшиеся охотно считывали математические формулы, старательно вписанные Евгением Федориновым в слайды, и даже задавали вопросы по ним на английском языке.

Говоря о том, на кого в первую очередь рассчитаны срочные контакты, спикер отметил компании, чьи доходы и объемы продаж зависят от каких-либо внешних условий. Так, например, деривативы на погоду впервые появились на американском фондовом рынке в августе 1997 года в целях защиты доходов производителей, чьи объемы продаж впрямую обусловлены погодными условиями. Помимо энергетики, это в первую очередь сельское хозяйство, туристический бизнес, пищевая промышленность, производство и продажа прохладительных напитков, вплоть до организаторов концертов и менеджеров по проведению матчей на стадионах под открытым небом.

«Если летом будет не очень жарко, компании не смогут продавать достаточное количество мороженого», — привел простой пример Евгений Федоринов. «Стоит также упомянуть и транспортные организации. Ежегодно авиакомпании теряют миллионы долларов, задерживая или отменяя рейсы по причине нелетной погоды», — пояснил он.

Для разных отраслей учитываются разные естественные факторы. Так, для производителей газа, нефти и угля наиболее серьезным фактором риска является продолжительность и суровость зимы, так как объемы их продаж определяются количеством потребляемого топлива в течение отопительного сезона.

«Уровень риска оценивается в структурных продуктах методом математического регулирования с привлечением профессиональных метеорологов и других специалистов», — отметил Евгений.

Говоря о России, все участники встречи согласились с ведущим, что российский рынок обладает большим потенциалом для роста и развития структурных продуктов. Такие контракты могут использовать все компании, чьи доходы или объемы продаж связаны с погодно-климатическими условиями, существенно разнящимися в зависимости от региона или части страны.

В заключение президент ассоциации CFA Россия Нил Визерс отметил, что Евгений Федоринов опережает свое время.  Впрочем, рано или поздно, российский рынок повернется в сторону деривативов, и сейчас, возможно, самое время для того, чтобы закладывать почву для  выстраивания долгосрочных отношений с потенциальными клиентами, а также теми, кому придется анализировать экзотический дериватив.

Владимир Туткевич, генеральный директор ассоциации CFA Россия
Владимир Туткевич, генеральный директор ассоциации CFA Россия
Нил Визерс, президент ассоциации CFA Россия
Нил Визерс, президент ассоциации CFA Россия

DSC09244-2 DSC09260-2 DSC09268-2

Фото: Светлана Беканова