Latest posts by Дарья Рябова (see all)
В четверг, 2 февраля, в Московской школе управления «Сколково» в рамках стипендиальной молодежной программы «Выше мечты» перед студентами выступил генеральный директор компании «Атон» Андрей Звездочкин. Он рассказал, как строилась его карьера, а также ответил на все вопросы присутствующих.
FinBuzz выбрал основные моменты из его выступления:
Я заканчивал школу, когда в стране во всю шла перестройка. Было непонятно, к чему это приведет, и, когда нужно было принимать решение, куда пойти учиться, я не знал точно, чего хочу. Добрые люди дали мне совет поступать в Московский технологический авиационный университет, и я прошел в этот технический вуз с не очень высоким, надо признать, качеством обучения на тот момент. В стране шел 1991-1992 год, эпоха Советского Союза закончилась, наступала новая экономика. Семья наша была небогатая, нужно было зарабатывать на жизнь, поэтому с первого курса я начал поиск того, чем заняться, и этот поиск часто был случайным. Методом проб и ошибок в 1994 году я попал в процессинговую компанию Union Card — российский аналог Visa и MasterCard. Мне нужно было искать торговые предприятия, продавать услуги процессинговой системы и объяснять, зачем им вообще нужны карты. Это была сейлзовая работа, которая, с одной стороны, самая распространенная в Российской Федерации — все мы кому-то что-то продаем, а с другой стороны, это такая работа, которая многое дает. Поэтому всем рекомендую когда-нибудь себя в этом попробовать, потому что вся наша жизнь, в общем-то, связана с продажами, и этот опыт бесценен.
Работа в продажах всегда непростая. Для того, чтобы стать успешным, необходимо быть целеустремленным. Эта работа дает очень много с точки зрения коммуникаций. Она учит тому, что нужно слушать человека, с которым общаешься. Любая успешная продажа — это умение внимательно слушать и пытаться понять, что нужно вашему клиенту. Оптимизм, энергичность, работа с возражениями — набор качеств, который очень помогает, в какой бы сфере ни развивалась дальше ваша карьера.
С 1999 по 2004 год я работал в «МДМ Банке», который в тот период очень быстро развивался по всем направлениям. Это был крайне интересный этап моей профессиональной карьеры. В 2004 году поступило предложение от «Тройки Диалог». Тогда я не очень понимал, что такое инвестиционный бизнес и инвестиционный рынок, долго вел переговоры с Рубеном Варданяном и Павлом Теплухиным. Мне понравилась компания и индустрия, и с тех пор я на этом рынке задержался и рад этому, потому что инвестиционно-банковский бизнес фантастически интересный.
Я восемь лет проработал в «Тройке Диалог». Когда компания стала объединяться со Сбербанком, наступил момент, когда надо было определяться со своими дальнейшими профессиональными перспективами, и в это время поступило предложение от компании «Атон». Нужно было выбирать – либо оставаться в Сбербанке, либо уходить в предпринимательскую структуру, и я предпочел уйти туда, где больше риска, больше возможностей, связанных с твоими персональными достижениями, и больше ответственности.
Сейчас в профессиональном плане я счастливый человек — нахожусь в индустрии, которая мне нравится, и в той компании, которая мне очень нравится. Я работаю с выдающимися людьми, которых объединяют одни ценности и амбиции. Но попал я сюда, не потому что мечтал об этом со школьной скамьи. Отсюда одна из моих рекомендаций: пока не попробуешь — не поймешь, надо пробовать себя в разных направлениях, и только опыт подскажет, оказались вы в правильном месте или нет.
Первый совет — двигаться, пробовать, не сидеть на месте, а искать возможности. Это, кстати, относится и к любому человеку, который делает бизнес.
Другой важный совет — брать риск. Часто люди боятся рисковать и застревают в зоне комфорта. Есть крупный банк, возможностей никаких, но вроде все надежно; есть перспективные варианты вне банка, но как-то страшно и боязно. Люди в таком полупенсионном состоянии зависают, вся жизнь так проходит, и, как правило, в итоге оказывается, что огромный банк — это не так уж консервативно… И примеров тому миллион. 99% людей боятся изменений. Есть малая категория людей, которая на эти изменения по разным причинам смотрит с открытым взором и пытается найти в них возможности. Как правило, в любых изменениях этих возможностей полно. Если вы к ним открыты, они тоже к вам открыты. Если вы их боитесь, закрываетесь, пытаетесь эти изменения остановить, они все равно наступят, но ваша позиция будет проигрышной.
Третий совет — быть позитивным, видеть больше плюсов, меньше минусов. Это в целом по жизни помогает не опускать руки и двигаться вперед.
У каждого из нас есть определенный набор ценностей, и важно найти ту компанию, которая будет исповедовать те же ценности, что и вы. В противном случае вам будет тяжело, вы будете страдать, а не получать удовольствие от работы.
Один уважаемый профессор в стенах бизнес-школы «Сколково» сформулировал важное правило: если вам нет 35 лет, вы можете работать над своими слабыми сторонами, бороться с ними, улучшать и так далее. Если вам более 35 лет, забудьте о работе над своими слабыми сторонами и прокачивайте ваши сильные качества. Если вы посмотрите на лидеров успешных компаний, вы заметите, что они все очень разные по своим качествам. Очень важно в какой-то момент понять, в чем ваша сила и в чем слабые стороны, и искать то направление деятельности, которое позволит вам в полной мере реализовать ваш потенциал – реализовать потенциал вашей компании.
Признаюсь, времени свободного мало, поэтому я мало читаю художественную литературу и стараюсь больше читать те книги, которые имеют отношение к профессии. Если выделить одну книгу, то я бы отметил книгу Нассима Талеба «Антихрупкость», она обо всем – и о бизнесе, и о личном, и о законах природы. Есть универсальные законы, которые действуют в самых разных областях, и в этой книге они прекрасным образом описаны, я бы настоятельно рекомендовал с ней ознакомиться.
Мир изменился. Знаете, как раньше строилась стратегия? Вы формулируете, где хотите быть и где находитесь сейчас, и определяете путь, как из текущего состояния попасть в желаемое. Сейчас, в современном мире, где технологии меняют индустрии, рынки, просто переворачивают все в один момент с ног на голову – если вы нарисуете видение того, где хотите быть, крайне маловероятно, что вы в нем окажетесь – будущее такое интересное и непредсказуемое. Поэтому есть множество возможных вариантов, где вы можете оказаться, и, соответственно, вы не можете определить конкретный путь, стратегию, куда вы идете, что делаете и где окажетесь.
В этой общей ситуации неопределенности для нас в «Атоне» есть фундамент, на котором мы строим свой бизнес. Этот фундамент прочный и не меняется много лет, это наши ключевые ценности, которые разделяет наша команда.
Фото: организаторов