Андрей Бремзен рассказал об инновационной экономике и дизайне рынков

Андрей Бремзен

Вечером 7 июня в институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» прошла лекция проректора Российской экономической школы (РЭШ) Андрея Бремзена о том, без чего не может существовать новая экономика. Несмотря на холодную, дождливую и совсем не июньскую погоду, практически все места под навесом на улице были заняты. Слушатели согревались пледами и горячими напитками, но не расходились — лектор полностью захватил их внимание своим рассказом, приправленным тонким юмором.

Начал свою лекцию Андрей Бремзен с объяснения, чем вообще занимается экономика: «Экономисты изучают человеческое поведение. Мы исходим из того, что люди имеют свои мозги и принимают решения своей головой». Перечислив основные разделы экономики, Андрей сказал, что в этот вечер хочет остановиться на деятельности экономистов, которая обычно ускользает из общественного взгляда — деятельность экономистов как инженеров. И всю дальнейшую лекцию он постоянно сравнивал рынки с мостами, экономистов с инженерами, доказывая, что новые рынки можно «дизайнерить».

Он сразу предупредил, что будет рассказывать то, что написано в книге экономиста, нобелевского лауреата Алвина Рота «Who Gets What and Why», которая еще не переведена на русский язык.

Андрей подробно остановился на теме двусторонних рынков. Для объяснения того, что это такое, он привел в качестве примера символически смоделированный рынок бракосочетания. «Скорей всего у вас есть предпочтения, с кем бы вас устроило вступить в брак, но в какой-то момент эти предпочтения заканчиваются — дальше уж лучше в монастырь. Как бы так устроить рынок, как бы так всех желающих переженить, чтобы этот рынок оказался с какими-то хорошими свойствами?», — начал объяснять он. Для того, чтобы было понятно, что имеется в виду под хорошими свойствами, Бремзен привел пример плохих: при Петре I помещики крестьян, которые подошли к возрасту вступления в брак, выстраивали по росту и женили первого с первой, второго со второй и т.д.

Математики Ллойд Шепли и Дэвид Гейл доказали, что можно придумать такой алгоритм, который бы помог женить всех желающих со следующими важными свойствами: никого не заставили бы жениться или выйти замуж за человека, который вообще ему неприемлем; и не должно быть так, чтобы двое желали друг друга больше, чем своих настоящих бойфрендов и подруг.

Но если этот пример был довольно абстрактным и нереальным, то следующий был более жизненным. «Надо сказать, что в первый год существования ЕГЭ сделали что-то очень похожее на алгоритм Гейла-Шепли. Абитуриенты, набравшие баллы по ЕГЭ, подавали документы в неограниченное количество вузов. И если список вузов может быть любой длины, то можно доказать, что доминирующей стратегией для абитуриента является писать правду — куда он хочет, туда и пишет. Это хорошее свойство рынка. Рынки хороши, если в них приятно участвовать, если люди не будут бояться в них участвовать. Плохой рынок — это рынок, который нужно придумывать как обхитрить», — сказал лектор.

Затем Андрей перешел к основной теме своего выступления — дизайн рынков в инновационной экономике. Чтобы рынок был успешным, он должен быть безопасным и большим — в нем должно принимать участие много продавцов и покупателей. Также важна скорость, с которой можно осуществлять транзакции. «И очень важно, чтобы люди, которые обеспечивают функционирование рынка, были заслуживающими доверие», — заключил Бремзен.

Примерами новых, типично двусторонних, смоделированных рынков могут служить такие популярные сервисы, как Uber, Airbnb, Facebook. «Airbnb — самый большой сервис по подбору жилья в мире, у которого нет ни одной квартиры. Facebook — самый популярный владелец медиа в мире, который не генерит никакого контента. Uber — самый большой сервис по заказу такси, у которого нет ни одной машины. Все эти сервисы — примеры дизайна рынка», — заявил лектор.

Заканчивая свое выступление, он отметил, что в названии его лекции «Как рынок вытеснил производство» есть некоторое лукавство. «Рынок не вытеснил производство в том смысле, что по-прежнему должна откуда-то браться квартира и машина. Но без рынка этого бы не было. Инновационная экономика — это не только то, где делают самые маленькие микрочипы, еще очень важно, чтобы были инновационные места, где продавцы встречаются с покупателями», — сказал он. И конечно, чтобы создавать такие места, сервисы, нужен интеллектуальный капитал.

_DSC5970 _DSC6018 _DSC5993 _DSC6002 _DSC6005 _DSC6011Фото: Светлана Беканова