Анатолий Чубайс пригласил Ирину Антонову в «Роснано»

Ирина Антонова (ГМИИ им.А.С.Пушкина)

21 июня в зале заседаний «Роснано» в рамках программы Frida Project Foundation состоялась лекция президента ГМИИ им А. С. Пушкина Ирины Антоновой, а также выставка-вернисаж художника-философа Александра Айзенштата «Спектр Жизни». Куратором выступил Михаил Слободинский, советник председателя правления «Роснано».

Вступительное слово Анатолия Чубайса открыло мероприятие. «Ирина Александровна — человек, который является одним из столпов российской современной культуры и в личном, и в должностном качествах, любезно согласилась к нам прийти и прочитать лекцию», — представил спикера глава госкорпорации и передал слово легенде музейного дела И. А. Антоновой, на протяжении многих десятилетий руководившей одним из главных музеев страны.

«Надо уметь правильно распорядиться предоставленной свободой в выборе темы лекции. Сразу захотелось рассказать о многом: о важных эпизодах, крупных проектах и, конечно, о людях», — начала свою лекцию Ирина Александровна, заранее извинившись за «коллаж из людей, зданий и великий художественных произведений» на слайдах.

Об Ирине Антоновой 

Известный российский искусствовед, академик АПН СССР, Академик РАХ, автор более ста публикаций, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии Российской Федерации, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в 1961-2013 годах Ирина Антонова ныне является президентом музея. Инициатор и организатор международных выставок «Москва — Париж», «Москва — Берлин», «Россия — Италия», «Тернер», «Модильяни», «Пикассо» и многих других.

 Родилась в 1922 году, с 1929 года по 1933-й жила с родителями в Германии. Окончив МГУ в 1945-м, поступила на работу в Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и начала обучение в аспирантуре при музее. Область ее научных исследований — искусство Италии эпохи Возрождения.

О музее

Когда-то академик Сахаров сказал, что в музеях, библиотеках и научных учреждениях нужно работать подолгу, а лучше — всю жизнь. Я в музее уже 73-й год. Для меня музей стал старшим братом на всю жизнь. 

Сикстинская мадонна из Дрезденской галереи

Это был великий момент: 10 августа 1945 года — день, когда мы узнали, что к нам едет Дрезденская галерея. Это событие, возможно, оказалось решающим в моей жизни. Состоялась первая встреча с Сикстинской мадонной. Это был счастливый миг. Выставку посетило полтора миллиона человек.

Фаина Раневская на выставке

Возможно, вам известна эта байка. Выставку посетила Фаина Раневская, острая на язык дама. Она услышала от одной из посетительниц: «Сикстинская мадонна,  Сикстинская мадонна… ничего особенного, не знаю, почему она должна нравиться?» Раневская ей ответила: «Знаете, милая, ей столько лет, что она сама выбирает, кому ей нравиться, а кому нет».

Личное счастье

У меня случился еще один личный счастливый миг в музее — это мой муж (прим. Finbuzz-Евсей Иосифович Ротенберг), с которым мы прошли всю жизнь с 1947 года. Он был доктором искусствоведения, у него очень много научных трудов. Он для меня был вторым университетом, поскольку когда я училась, не было возможности увидеть подлинные произведения. Музеи были закрыты. Он очень многому меня научил. 

Выставка Пикассо

В 1956 году случилось нечто невероятное. Илья Эренбург привез в Москву выставку Пабло Пикассо, которая прошла с огромным успехом. В будущем году мы сделаем выставку, посвященную Ольге Хохловой, русской жене мастера, танцовщице дягилевских балетов. Это будут вещи 20-х годов, отчасти 30-х.

Мона Лиза

Это был 1974 год. Я узнала, будучи вице-президентом международного совета музеев при ЮНЕСКО, что через Москву летит Мона Лиза, которая до этого нигде, кроме Вашингтона, не выставлялась. Пошла к министру культуры Екатерине Алексеевне Фурцевой с просьбой «остановить» картину и устроить выставку у нас. Екатерина Алексеевна, решительно окончательная в своих заключениях, спросила меня: «Это будет интересно людям?» Я ответила: «Да, я думаю, что очень». И она это сделала. Я ей очень благодарна, потому что явление Моны Лизы, конечно, грандиозно для музея, для Москвы и для России. Публика была потрясена. 

Музейная особенность 

Французы дали нам чертежи для экспозиции шедевра — только такая витрина, только такие стекла, с такой степенью охраны. Мы все сделали. Все пять стекол повесили, картина висит. Что происходит? Первое стекло лопается, лопается второе, потом и третье. Александр Георгиевич Халтурин, заведующий музейным сектором министерства, говорит мне: «Ирина Александровна, сердце не выдерживает, я пошел». Ну, мне деваться некуда, я остаюсь. Последнее стекло встало. Пришлось избрать мавзолейный принцип просмотра шедевра — нельзя было долго стоять около картины. Все, кто от нее отходил, отходил спиной, чтобы подольше посмотреть на эту абсолютно великую картину. Это легенда, но это абсолютно правдивая легенда Леонардо. 

Выставка одного произведения 

Мне хотелось, чтобы посетители музея не проходили все время мимо разных работ, а остановились. Я подумала изменить формат и сделать выставку одного произведения, конечно, значительного. Мона Лиза подтолкнула меня к такому решению. Я стала заниматься этой серией. Дивная Венера Урбинская Тициана приезжала. Показывали великий портрет работы Тициана, который ранее назывался портретом юриста Риминальди, потом его просто назвали портретом молодого англичанина с голубыми глазами. Это великая картина. Собственно, портрет Гамлета. Я не знаю ни одного портрета XVI века, который можно было бы сопоставить с портретом Гамлета. На мой взгляд, это может быть лучший портрет в мире. 

Олимпия 

Мы получили Олимпию Эдуарда Мане. Это был третий раз, что она выезжала за пределы Франции. Та знаменитая картина, которую освистали в Париже в начале 60-х годов ХIХ века. Эта работа открыла импрессионизм и вообще все современное искусство. Это божественная по красоте живопись. Олимпия — имя куртизанки. При этом она женщина свободная, независимая, имеющая право распоряжаться собой, как она пожелает. 

Выставка Йозефа Бойса

В 1992 году показать в Москве Бойса было возможно только благодаря тому, что никто не понимал, кто он такой. Никто его не знал. Поэтому его разрешили. Если бы его знали до конца, то не было бы выставки. Я показываю фотографию в основном из-за персонажей. Персонажи этой выставки были ближе к самому Бойсу, чем к обычной публике музея. 

 Марк Шагал

Мне выдалась честь познакомиться с Марком Захаровичем Шагалом. Он провел у нас в музее много времени. Я была у него в гостях на юге Франции, сделала его первую выставку в России в нашем музее в 1987 году. Он был остроумнейшим человеком. 

 Декабрьские вечера

Декабрьские вчера придуманы в 1981 году. Их организатором стал Святослав Рихтер. Я спросила у него во Франции на фестивале, почему такого нет в Москве? Мы начали делалась фестивали у нас в музее. В этом году Декабрьским вечерам исполнилось 36 лет. Фестиваль продолжается с большим успехом с крупным составом исполнителей. Сейчас его возглавляет Юрий Башмет. 

Дары

Благодаря Илье Зильберштейну у нас существует Музей личных коллекций. После грандиозного успеха выставки его коллекции в 1985 году он принял решение отдать нам более 2000 работ. В его квартире у Белорусского вокзала он сам отрезал ножницами (он был такой порывистый) картины, снимал их и складывал. Все срезал и нам отдал. Только семья Родченко подарила нам 150 произведений этого великого авангардиста начала ХХ века. Тиссен-Борнемиса сделал целый ряд важных даров для музея.

«Уникальная ситуация, когда личность незаурядного масштаба соединяется с делом такого же масштаба на таком историческом отрезке. Мы ловили каждое ваше слово. Для нас это большое событие», — поблагодарил Ирину Александровну за лекцию Анатолий Чубайс

 После лекции гостям была предоставлена возможность ознакомиться с работами Александра Айзенштата и пообщаться с автором в непринужденной атмосфере.

«Александр создает новое искусство, которое покоряет местные и не только площадки. Недавно прошла его выставка в Пушкинском музее», — отметил Михаил Слободинский, куратор выставки, советник председателя правления «Роснано». 

Александр Айзенштат — гражданин Франции, проживающий в Иерусалиме, родился в Москве, покинул СССР в 1974 году. В России бывает регулярно с 1989 года. Счастлив в браке, имеет 11 детей и 23 внука. Известен не только как художник, но и как религиозный деятель ортодоксального иудаизма — основатель и руководитель Центра изучения Торы в Москве. В 2016 году состоялись его выставки в ГМИИ им. А. С. Пушкина, Третьяковской галерее, в 2017-м — в Эрмитаже.

«Сформировать уникальное письмо очень непросто. У меня богатая фантазия. Это такой дар Всевышнего. Я трачу очень много интеллектуальной энергии на сюжет, искусством занимаюсь очень серьезно», — поделился художник, преподаватель и популяризатор иудаизма. 

Анатолий Чубайс и Ирина Антонова
Михаил Слободинский, Александр Айзенштат, Ирина Антонова и Анатолий Чубайс
Дмитрий Зимин (основатель Вымпелкома, фонда «Династия») и Татьяна фон Варденбург (Frida Project Foundation)

Александр Айзенштат

Фото: организаторов