Алексей Боков: «Как внедрить digital-инновации в креативные индустрии»

Алексей Боков

На прошлой неделе состоялся хакатон «Культурный код», посвященный новым технологиям в кино и телевидении, в котором приняло участие свыше 100 человек. Продюсер, выпускник Executive MBA бизнес-школы «Сколково» Алексей Боков, организовавший это соревнование, рассказал FinBuzz о целях, планах на будущее и первых результатах.

Алексей Боков давно и серьезно увлекается инновациями — он наблюдал, как работают люди в Кремниевой долине, как инновации взаимодействуют с городским пространством в Нью-Йорке. Сначала у него возникла идея делать урбанистический хакатон на Патриарших прудах #стартапимнапатриках, так как у жителей этого района сильное локальное сообщество.

С Apps4all, профессиональной социальной сетью для разработчиков приложений и участников экосистемы мобильных технологий, он познакомился тоже благодаря Патриаршим — у компании там находится офис. «Когда мы начали общаться с Apps4all, у нас постепенно объединились наша экспертиза в культуре и их экспертиза как крупнейшего сообщества разработчиков. И тогда мы поняли, как не хватает «Культурного кода», — рассказывает Алексей.

Основная цель соревнований «Культурный код» — создание и развитие пространства, которое систематически и целенаправленно способствует внедрению digital-инноваций в креативные индустрии. «Культурный код» не занимается производством контента, он дает площадку, где важный контент из области культуры получает новые способы продвижения и взаимодействия с аудиторией.

«Инновации позволяют преодолевать китайскую стену, которая часто разделяет очень талантливых молодых режиссеров, художников и культурные институции и события. Да и сама доступность инструментов для творчества увеличивается. Например, в музыке сейчас есть приложения, которые могут замещать дорогостоящее оборудование», — говорит Боков.

В названии «Культурный код», помимо того, что это устойчивое словосочетание, зашифровано сразу несколько смыслов. «Код» — потому что программирование, разработка приложений, «культурный» — потому что здесь мы работаем в области культуры. И еще «код» созвучно коту, а котики — это же герои интернета и сферы IT, и бренд сразу получает узнаваемого персонажа, который вызывает улыбку и греет нам душу. В итоге, в названии получилось передать тот перекресток разных смыслов, которым и является это соревнование», — объясняет Алексей.

Первый хакатон (форум разработчиков, во время которого программисты, дизайнеры, менеджеры сообща работают над каким-нибудь приложением) был посвящен кино и телевидению, но на этом организаторы останавливаться не собираются. Темой «Культурного кода» в феврале 2016 будет вовлечение digital-инноваций в музеи и искусство, в апреле — в городскую среду, а в июле — в музыку.

В первом хакатоне приняло участие свыше 100 человек. По словам Алексея, реальность даже в чем-то превзошла ожидания. За два дня мероприятия было представлено множество проектов, которые заинтересовали инвесторов и партнеров конкурса. Так, например, партнер одной из номинаций, компания «СТС Медиа», получила очень много актуальных предложений, и ее представители признались, что, если бы знали, что все так будет, вручали бы не три приза, а больше, так как им очень трудно было выбрать победителей.

Первое место в соревнованиях занял проект Movie-Extended. «Ребята придумали выход для тех, кто предпочитает смотреть фильмы с оригинальной аудиодорожкой, без дублированного перевода. Такие люди, в случае внедрения Movie-Extended, смогут прямо в кинотеатре сидеть в наушниках и слушать оригинальную аудиодорожку синхронно с фильмом. Этому проекту мы вручили приз от организаторов, а также он выиграл номинацию «Киноход». Прошло несколько дней, а ребятам уже поступило пять предложений запускать их проект», — рассказал Алексей Боков.

Другое приложение, победитель в номинации Yota Devices — Yota-hope — скоро станет бесплатно доступно всем пользователям Yotaphone.

«У нас были предложения не только на сцене, но и в кулуарах, и я бы сказал, что договоренности, озвученные на сцене — это только вершина айсберга. Например, в первый день «Культурного кода» проходил демокемп, где участники презентовали уже готовые, успешно работающие проекты, и многие из них подошли со своими предложениями к партнерам соревнований», — говорит Алексей.

Он отмечает, что одним из важнейших результатов первого хакатона можно считать то, что коммуникация между экспертами в сфере культуры и IT-разработчиками состоялась. Как заметил один из участников, специалисты из разных областей в ходе хакатона часто пытались объясниться друг с другом, говоря на разных языках, но обязательно всегда находился «переводчик», а значит, и общий язык. «И, совершенно определенно, участники создали новые горизонты монетизации для партнеров «Культурного кода». Эффект иногда был неожиданным для самих партнеров, а ведь это лидеры своих рынков», — заявил Боков.

В его дальнейших планах — развитие созданного пространство на стыке культуры и инноваций, включение в него все новых и новых областей, а также привлечение новых партнеров. «У меня задача максимально привлечь к этому не только разработчиков и деятелей, которые и так включаются в процесс, но и государство, чтобы оно могло, в свою очередь, мотивировать и ставить задачи по разработке мобильных приложений в сфере культуры», — говорит Алексей, но уточняет, что при всей роли государства, двигателем таких вещей является предпринимательское сообщество, поэтому он будет много работать с ним.

«Государство может дать процессу масштаб, но локомотив — это предприниматели, поэтому важно, чтобы они смотрели в эту сторону, тем более что этот процесс взаимовыгодный и для разработчиков-участников, и для партнеров», — считает он.

Фото: Сева Галкин