Александр Альперович: «Издательский бизнес красивее, чем инвестбанковский»

Александр Альперович променял инвестбанковский бизнес на издательский

Известное многим родителям издательство Clever, которым руководит бывший инвестбанкир из «Тройки Диалог» Александр Альперович, сегодня выпускает 40 новинок в месяц. Заката бумажных книг основатель компании не боится — он уверен, что в перспективе следующих трех лет Clever будет зарабатывать $50-70 миллионов.

В «Тройке» Александр Альперович работал «так давно, что неприлично вспоминать»: в 1998 году он пришел к Михаилу Бройтману и Павлу Теплухину с готовым, детально проработанным бизнес-планом и предложением открыть представительство в Ростове-на-Дону. Несколько необычно, что по первому образованию Альперович — педиатр, а интерес к инвестиционному бизнесу возник у него после получения экономического образования в Плехановском институте. В то время у «Тройки» был один филиал в Нижнем Новгороде, и что с ним делать, особенно никто не знал. Тем не менее план Александра Альперовича приняли и второй региональный офис с пропиской в Ростове-на-Дону открыли — аккурат к 20 августа 1998 года.

Несмотря на то, что это заведомо был не лучший день для старта, проект решили не сворачивать и посмотреть пару месяцев, что получится. Какого же было удивление руководителей «Тройки», когда к концу года ростовский филиал показал прибыль! «Наверное, это какое-то стечение обстоятельств: мы вдруг начали торговать долгами, для классической «Тройки» это было весьма необычно», — рассказывает Александр Альперович и добавляет, что таким образом в компании был фактически дан старт развитию направления структурных продуктов, которым позже заведовал Андрей Мовчан.

Успешному директору отделения в Ростове предложили переехать в Москву и возглавить филиальную сеть «Тройки». «Я был первым, кто защитил кандидатскую диссертацию, работая в «Тройке Диалог», — вспоминает компанию тех дней герой FinBuzz. — Средний возраст сотрудников тогда составлял всего 28 лет, все были молоды, энергичны и дружны».

Позже, поработав в «Ренове», а затем в «Базовом элементе» и издательстве АСТ, Альперович отдалился от банковско-инвестиционной деятельности, но со многими экс-коллегами по «Тройке» — Андреем Мовчаном, Михаилом Бройтманом, Сергеем Грищенко и другими — издатель дружит до сих пор.

«Внутри АСТ я аккуратно дрейфовал из финансового департамента, где отвечал за консультирование, в маркетинг и продажи. На финансовом рынке это были самые «жирные» годы. Когда все вокруг занимались крупными сделками на рынках капитала, я сидел в издательстве и задавался вопросом, что я здесь делаю, пока не нашел ответ —  что на самом деле мне это по-настоящему интересно», — объясняет смену рода деятельности Александр Альперович.

В 2010 году он ушел из АСТ, чтобы заняться своим проектом. «На первых порах мне казалось, что я мог бы стать таким «играющим» тренером, не вовлеченным в операционную деятельность инвестором. Но очень скоро стало понятно, что Clever — это то, чем я буду заниматься каждый день 24 часа в сутки», — продолжает Альперович. Тогда у издательства было три акционера — сам Альперович, его старший брат Дмитрий Альперович, а также экс-коллега по «Тройке» и близкий друг, экс-президент банка «Ренессанс капитал» Александр Мерзленко. Позже к ним присоединился Михаил Эренбург, руководитель дирекции по развитию цифрового бизнеса Сбербанка России, и еще один соинвестор, имя которого не разглашается. На старте партнеры вложили в общей сложности около $0,5 млн с расчетом выйти на прибыль в течение трех лет.

«На сегодняшний день у нас абсолютно прозрачная управленческая отчетность, никаких «заметок на полях» в наших отношениях не существует, — подчеркивает издатель и добавляет, что в становлении компании большую роль сыграл банк «Веста». — Их поведение в кризис было очень рыцарским, джентльменским — не в том смысле, что мы начали злоупотреблять их доверием, но потому, что банк сделал ряд упреждающих шагов, чтобы сохранить клиенту уровень комфорта. Это очень ценно».

2010 год стал удачным для выхода на рынок детской литературы — этот сегмент издательского бизнеса до сегодняшнего дня остается единственным, показывающим рост. Неудивительно, что сейчас его развивают даже непрофильные игроки. Яркий пример — издательство «Манн, Иванов и Фербер», которое, специализируясь на деловой литературе, не так давно запустило детский раздел.

Еще Clever был одним из немногих издательств, пять лет назад сделавших ставку на онлайн-продажи. Благодаря этому сегодня через интернет-магазины у них продается более трети книг. «Мы также были одними из первых, кто понял, что наш покупатель находится не только в книжных магазинах. Мамы и дети есть везде — например, в магазинах детских товаров. В магазинах одной из сетей детской одежды мы поставили свои стойки с книгами — это уникальный кейс: обычно книги не продаются вместе с одеждой, но мы первые решили, что можно попробовать. Идея в том, что дети не любят мерить одежду, капризничают, и тут на помощь родителям приходят книги, которыми можно развлечь ребенка. В итоге книги стали отлично продаваться», — делится секретами бизнеса Александр Альперович.

На спор между бумагой и цифрой Альперович смотрит философски. Одно без другого сегодня существовать не может, и айпад бумажную книгу с рынка не выдавит, уверен он. «Если б это было возможно, это бы уже произошло. Точно так же, как в 2006 году в одночасье исчезли пленочные фотоаппараты, и все перешли на цифру, а еще через какое-то время забыли про фотоаппараты, потому что у всех есть телефоны. Как только появляется некое потребительское качество, которое становится в разы удобней и доступней, оно выжимает другие, но с бумагой этого не произошло», — объясняет издатель.

Сегодня Clever показывает двукратный рост из года в год — всего в прайс-листе более 800 наименований, каждый месяц издательство выпускает 40 новинок. Сравнивая банковский и издательский бизнес, Альперович, как в анекдоте, шутит, что «во-первых, это красиво…», но как финансист находит убедительные доводы в пользу своего нового дела: «На самом деле издательский бизнес реально прибылен. Когда я говорю кому-то о том, что у нас 35% маржи по EBITDA, такими показателями можно гордиться».

В ближайшие пару лет акционеры планируют выручку в районе $50-70 млн за год. Если получится, будут гордиться еще больше.

DSC05914
Александр Альперович руководит издательством Clever с 2010 года
DSC05854
Clever выпускает 40 книжных новинок каждый месяц
DSC05882
Сегодня в издательстве работает более 70 человек
DSC05940
Александр Альперович и Дарья Маслова (FinBuzz)

DSC05888