Вокруг света с Алексеем Савкиным: какие банки подходят для путешествия

Алексей Савкин

Постоянный колумнист FinBuzz Алексей Савкин провел в кругосветном путешествии уже практически полгода, и все это время он пользовался услугами четырех российских банков. Алексей решил рассказать о преимуществах и недостатках Тинькофф банка, «Открытия», МКБ и «Хоум Кредита» во время такого длительного путешествия. 

Для кругосветного путешествия необходимо создать личную финансовую систему — ведь наличные на несколько месяцев с собой не повезешь. Просмотрев предложения около двадцати банков, я решил использовать услуги четырех кредитных организаций. Сейчас на основе собственного опыта уже могу составить отчет о работе наших банков в разных странах мира.

ДИСКЛЕЙМЕР: с данными кредитными организациями у меня нет коммерческих отношений. Я являюсь лишь клиентом этих банков. 

Прочитав несколько десятков отзывов, я понял, что никто толком не тестировал работу банков в длительной (более двух месяцев) поездке. Пришлось создавать критерии отбора самому. Одним из первых факторов является надежность, и вместе с тем — не нахождение под санкциями. Так я отсек все псевдогосударственные кредитные организации. Кстати, без всякого сожаления — хороших предложений для путешественников у них все равно не было.

Для меня важно наличие накопительного счета в валюте — необходимую сумму денег, по $100-200, я перевожу на карту, остальные деньги храню на счете. Это куда дешевле и выгоднее покупки страховки для банковских карт. Если бы я пользовался страховкой, то для возврата украденных денег пришлось бы приехать в Россию и пойти в полицию. Не очень хочется пересекать, например, Атлантический океан, только чтобы пообщаться с капитаном из местного ОВД.

Для управления накопительным счетом и покупки валюты необходим хороший интернет-банк. С этим у наших финансовых учреждений просто беда. Достойные интернет-банки с приемлемым курсом обмена валюты можно пересчитать по пальцам одной руки.

И, наконец, не хотелось платить много денег за карту путешественника. Так я отсек, к моему сожалению, Альфа-банк. Хотя сервис и интернет-банк (я был некоторое время клиентом) у Альфы отличный.

Итак, что же осталось? Перечислю в порядке частоты использования и качества: Тинькофф, «Открытие», Московский кредитный банк, «Хоум Кредит».

Каждому банку я поставил оценку по пятибальной шкале.

Тинькофф: твердая «пятерка»

Преимущества: высокое качество обслуживания, великолепный интернет-банк, хороший курс обмена валюты, адекватные проценты по накопительному счету, бесплатное обслуживание до пяти карт при наличии депозита, отсутствие комиссии банка за снятие наличных, кэшбэк.

Недостатки: непросто внести наличные на валютную карту. Только через «Юнистрим», а это — то еще развлечение.

У Тинькофф банка нет отдельной тревел-карты. Существует, правда, кредитная с возможностью накопления миль за любые полеты. Но я из принципа не пользуюсь заемными средствами. По всем картам Тинькофф начисляет проценты на остаток (по валютным, правда, крохотные — 0,5% годовых). Плюс кэшбэк, плюс неплохие ставки по накопительному счету (выше, чем в «Открытии» и Альфа-банке, когда я сравнивал в начале года).

Дебетовыми картами «Тинькофф» я пользуюсь давно, и у меня ни разу не было проблем. Поэтому я завел валютные и открыл накопительный счет в долларах и евро.

Через полгода я могу точно сказать, что это самый лучший для путешественника банк. Так получилось, что в Сантьяго я прибыл с тремя долларами в кармане в два часа ночи. Не вдаваясь в подробности, скажу, что на тот момент мог воспользоваться только картой «Тинькофф». Правда, интернета у меня не было, а местные операторы почему-то не хотели предоставлять 3g для международной сим-карты. В конце концов я вставил в телефон карту «Билайн», быстро зашел в мобильный банк с телефона, перевел $100 с накопительного счета на карту, и отключил 3g. В итоге — смог заплатить за такси и не шлялся по ночному Сантьяго.

Радует, что Тинькофф банк продает валюту по адекватному курсу (в отличие от МКБ, где курс безналичной конвертации устанавливают какие-то вредители). Для меня это важно, так как я получаю небольшой доход в рублях — и сразу покупаю доллары.

Тинькофф оперативно меняет ставки как по остаткам на картах, так и по накопительным счетам. Увы, чаще всего в сторону понижения. Но, справедливости ради надо сказать, что после острой фазы кризиса ставки были повышены.

Не верьте заявлениям — «снятие наличных без комиссии во всех банкоматах мира». Да, банк Тинькофф не взимает свою комиссию. Однако все банки мира с удовольствием делают это.

Меня, конечно, несколько смущает вопрос надежности. Все же ритейловый банк, завязанный на деньгах вкладчиков, да еще и во время кризиса…Но преимущества пока перевешивают.

«Открытие»: четверка с минусом

Преимущества: отлично работающая система безопасности, возможность блокировки и разблокировки карты в интернет-банке (это важно), хороший клиентский сервис, неплохой интернет-банк, отсутствие комиссии банка за снятие наличных, адекватные ставки по накопительному счету.

Недостатки: могут некорректно отображаться данные по счету. Потом происходит «корректировка баланса» — и со счета списываются средства.

«Открытие» — хороший и удобный банк для путешественника. Я пользуюсь тарифом «travel-карта» и в целом доволен. Особенно радует, что служба безопасности свое дело знает. В Аргентине какие-то сволочи все же украли данные моей карты и сумели похитить немного денег (крупные суммы я на карте не держу). Банк подсказал выход: блокировать через мобильное приложение карту, потом, при необходимости, разблокировать, снимать наличные, снова блокировать. Отличный выход, если возможности перевыпустить карту нет, а использовать ее надо. Плюс, пару раз служба безопасности своей властью предотвращала хищение средств через панамский банк. Украденные деньги, кстати, банк старается вернуть — организация инициировала и ведет разбирательство с платежной системой.

Интернет-банк, хоть и хвастается какой-то наградой, мог бы быть получше. Разделы не до конца продуманы, и в целом банк недоработан. Пример можно брать с того же «Тинькофф» или с трагически погибшего банка «Связной». Впрочем, может, я слишком многого требую.

Крайне неприятная ситуация произошла у меня под Новый год. Банк вдруг «скорректировал» (термин самого банка) баланс по моей карте — и списал с нее $200. В результате баланс по дебетовой карте (!) ушел в минус на $84. Я переписывался с банком несколько дней. В сухом остатке — «раньше баланс по карте отображался неверно, а теперь верно». Такие случаи происходили дважды. Сразу после Нового года баланс вдруг уменьшился еще на $150. Правда, на следующий день деньги снова появились на счете. Я даже верю, что банк ничего у меня не списывал просто так, и действительно баланс некоторое время отображался неправильно. Но это значит, что IT-система банка оставляет желать лучшего и специалистам есть над чем поработать.

Московский кредитный банк: тройка с плюсом

Преимущества: высокие ставки по депозитам и гибкая линейка вкладов, великолепно работающая служба безопасности, неплохой интернет-банк.

Недостатки: грабительский курс обмена валюты в интернет-банке и при расчетах картой, плохой call-центр.

У банка сейчас нет предложений для путешественников — зато у МКБ всегда высокие (в сегменте крупных банков) ставки по депозитам, которые можно открывать на какой угодно срок в интернет-банке. Депозиты фактически можно использовать как накопительные счета — закрыть вклад тоже можно через интернет-банк. (Кстати, у «Открытия» такой возможности нет, что странно).

Служба безопасности начеку — операции с картой всегда под контролем. Сотрудники не стесняются звонить чтобы уточнить, кто проводил операцию, и блокируют карту в случае подозрения. И это правильно.

Очень разочаровала валютная политика банка. Зачем МКБ устанавливает запретительный курс обмена валюты в интернет-банке, я так и не понял. При безналичных расчетах в евро в Аргентине деньги списывались по какому-то грабительскому курсу.

В отделениях банках работают отличные специалисты, а вот на call-центре МКБ, похоже, сэкономил. Один раз я 17 минут провисел на телефоне, звоня из Аргентины, но так и не дождался ответа. В Тинькофф банке и «Открытии» операторы отвечают очень быстро, в течении одной минуты. И в этих банках клиента не заставляют прослушивать бесконечные «нажмите клавишу один… нажмите клавишу два».

«Хоум Кредит»: двойка

Преимущества: бесплатное обслуживание «золотой» карты два года (открыта по акции).

Недостатки: плохой сервис, нефункциональный интернет-банк, комиссия за снятие наличных, постоянное уменьшение процентов по остатку на счете.

Клиентом банка «Хоум Кредит» я стал случайно, прельстившись два года назад их предложением — карта категории gold в евро с начислением 4% годовых на остаток по счету, плюс два года обслуживания бесплатно. Картой, честно скажу, пользовался за рубежом редко. Наличные снимал только один раз, в России, и это был неприятный момент. Со счета почему-то списалось больше средств, чем я снимал (даже с учетом комиссии). Потом, правда, баланс был скорректирован, все деньги вернулись на счет, « но осадок остался».

Интернет-банк «Хоум Кредита» неудобный и нефункциональный — его можно использовать только для проверки баланса.

Преимущества со временем растворились в кризисе: в последнее время банк чуть ли ни каждый месяц снижал проценты по остатку на счете. Сейчас они составляют 1,5% годовых (в евро для MasterCard). Решил отказаться от услуг этого банка.

20160209_103840

Фото: из личного архива