17 октября Трубная металлургическая компания (ТМК) в очередной раз провела встречу с инвесторами и аналитиками в Лондоне. В этом году презентации проходили под флагом 15-летия компании и 10-летия листинга ТМК на Лондонской бирже. Топ-менеджеры трубного гиганта отчитались по результатам третьего квартала 2016 года и пообещали наращивать продажи.
В минувший понедельник London Stock Exchange по количеству посетивших ее россиян могла бы посостязаться с Московской биржей. У самого входа можно было увидеть и услышать Олега Тинькова. Банкир, очевидно, был уверен, что вокруг него нет соотечественников и громко вещал об итогах своих переговоров с биржей. Остается только надеяться, что аналитики, приехавшие на день инвестора ТМК, такие же этичные, как и корреспондент FinBuzz, и сохранят все услышанное в тайне. Меж тем ежегодный съезд руководства, акционеров и аналитиков одного из крупнейших российских производителей трубной продукции, Трубной металлургической компании, в этом году был не рядовым, а знаковым — приурочен к 10-летнему юбилею листинга акций компании на Лондонской фондовой бирже и 15-летию со дня основания предприятия.
В ожидании начала официальной части гости могли пообедать и обменяться новостями. Российские сотрудники иностранных банков сетовали на то, что теперь большая часть их командировок ограничивается пределами нашей страны. Их коллеги из Лондона сочувствующе кивали головами и пытались со свойственным им от природы оптимизмом сделать комплименты впечатляющим размерам России и пошутить на тему приближающейся зимы.
Плавно и несуетливо после ланча собравшиеся перешли затем в конференц-зал, где им предстояло ознакомиться с серией презентаций о стратегии и результатах деятельности ТМК, услышать позицию компании по поводу текущей ситуации на рынке и затем задать все интересующие вопросы. По традиции, несмотря на то что 95% аудитории были русскоговорящими, выступления велись исключительно на английском языке.
Председатель совета директоров ТМК Дмитрий Пумпянский отметил, что, невзирая на все сложности, происходящие на рынке нефти и газа, его компании удалось сохранить свое лидерство. Как отмечали аналитики, уже успевшие пролистать разложенные по стульям раздаточные материалы, третий квартал является далеко не самым лучшим для компании. Именно с сезонными факторами связано падение продаж. Результаты российского и европейского дивизионов компании действительно оказались слабее, чем в предыдущий квартал: на 14% и 18% ниже соответственно. При этом американская «дочка» ТМК — TMK IPSCO увеличила продажи на 55%. Председатель и генеральный директор компании Петр Голицын объяснил это увеличением количества буровых установок, стабилизацией роста цен на нефть и газ и реализацией программы оптимизации себестоимости TMK IPSCO. «Все это способствовало снижению переменных затрат на 26% в 2016 году, а фиксированных затрат — на 16%. Кроме того, ТМК разработала новую стратегию выхода на рынок (количество новых клиентов уже выросло на 28% по сравнению с прошлым годом) и новый подход к производству на заказ, который ограничивает накопление запасов», — сообщил он.
Петр Голицын еще раз подтвердил намерение TMK IPSCO оставаться в числе мировых лидеров и сохранять присутствие на рынке США, который является крупнейшим рынком бесшовных труб нефтегазового сортамента в мире.
Директор по маркетингу ТМК Сергей Алексеев добавил, что компания планирует и дальше наращивать продажи в Северной Америке, и при этом констатировал невеселые ожидания по европейскому рынку. «В российском дивизионе мы ожидаем рост продажи бесшовных труб нефтегазового сортамента на фоне сезона закупок в нефтегазовой отрасли, однако отгрузка промышленных труб уменьшится из-за снижения активности в строительном секторе», — сообщил он.
Еще один драйвер роста российского рынка — это стремление к премиальному качеству производства. «Улучшение ассортимента — ключ к росту российского дивизиона, который благодаря изменению курса рубля и крупным инвестиционным затратам нефтегазовых компаний теперь генерирует рентабельность EBITDA на уровне 22%, соответствующую многолетним максимумам», — подытожил вице-президент по стратегии и развитию ТМК Владимир Шматович.
Завершились презентации на оптимистичной ноте. ТМК ожидает, что спрос на трубы в России останется стабильным, и видит возможности роста в первую очередь в улучшении ассортимента: от 50% высокотехнологичной продукции в настоящий момент к более, чем 70% к 2020 году. Также топ-менеджеры компании уверены, что новые продукты будут ежегодно приносить компании выручку в 100 млн долларов. Впрочем, уже сейчас компания занимает лидирующие позиции на российском рынке — 68% в сегменте бесшовных труб нефтегазового сортамента и 81% в сегменте труб нефтегазового сортамента класса премиум.
Официальная часть мероприятия по традиции заканчивалась сессией вопросов и ответов. Не обошлось без курьезов — к досаде многих присутствующих и ее решили провести на английском языке. Аналитики не скупились на речи. А Петр Голицын даже насчитал у одного из гостей аж семь вопросов, заданных подряд. Это был своеобразный «рекорд».
День инвестора, опять же по доброй традиции, завершился фуршетом с вином и шампанским. Несмотря на понедельник, а, возможно, еще и потому, что мероприятие было юбилейным, гости долго не расходились, однако большая часть бесед уже не касалась труб и проблем в экономике.
Смогли ли топ-менеджеры ТМК убедить инвесторов в своей стабильности и финансовой привлекательности — покажут будущие котировки. Во всяком случае, большая часть аналитиков сразу по итогам встречи порекомендовала «покупать» акции трубного гиганта.
Фото: организаторов