Представители private banking обсудили изменяющийся рынок

Александр Макарин (Barclays Private Bank), Светлана Григорян (Friedrich Wilhelm Raiffeisen), Катерина Милеева (Альфа-банк) и Евгения Тюрикова (Sberbank Private Banking)

Private banking – один из немногих сегментов финансового рынка, который с успехом подстраивается под новые условия. Несмотря на ведущую роль личного общения в этом бизнесе, банкиры активно внедряют автоматизацию процессов и адекватно отвечают другим вызовам непростого времени. Это и многое другое обсудили представители банков на конференции «Управление частным капиталом и private banking: Россия и СНГ», организованной Институтом Адама Смита и прошедшей в Москве 26-27 апреля. 

Первая сессия конференции началась с грустной статистики, которую озвучил Алексей Александров, глава private banking Norvik Banka — в целом, все банковские клиенты в странах России и СНГ становятся беднее и живут сегодняшним днем. «Население обеднело, горизонты финансового планирования не превышают 1,5-3 года», — отметил он.

42% граждан стран бывшего СССР более 50% средств тратят на продукты. Те же, кто, несмотря на экономический кризис, еще попадают в категорию состоятельных, так же испытывают если не материальные, то эмоциональные трудности. Ужесточение налогового урегулирования, борьба с офшорами, как в России, так и за рубежом, погрузили большинство клиентов private banking в состояние уныния. Как рассказал руководитель департамента правового консалтинга и налоговой практики «КСК групп» Дмитрий Водчиц, кто-то на этом фоне в срочном порядке решил закрыть бизнес и сменить гражданство, кто-то с помощью юристов и менеджеров private banking пытается спасти свои средства от российской налоговой службы.

При этом растет не только материальная, но и ментальная пропасть между разными возрастными группами клиентов. Алексей Александров упомянул про феномен «разного сегодня». Подрастает новое поколение клиентов, которые родились в эпоху гаджетов, и опыт бабушек и дедушек для них уже не релевантен. Преимущественно с такими людьми придется в скором времени работать private banking. И в этот момент особенно остро встанет вопрос конкуренции с электронными системами. «Уже сейчас 60% европейцев используют электронный advise, 30% планируют это делать, и тенденция будет набирать обороты», — отметил Александров. Он уверен, что личное общение в сегменте private banking останется, так как важно видеть в лицо того, кому доверяешь миллионы, но комиссии  могут снизиться, и, чтобы остаться на плаву, инвестбанкирам придется искать новые ниши.

С расчетом на рост

Пока эти перспективы снижения прибыли не пугают российских представителей private banking. Они готовятся к переменам и извлекают выгоду из непростой ситуации, в которой сегодня оказались российские состоятельные граждане. Если первая панель представляла собой взгляд со стороны клиента и была мрачной и нервозной, то на второй панели представители сегмента private banking фонтанировали идеями и наперебой отчитывались о росте бизнеса.

Они так же вспомнили об ужесточении урегулирования, как в России, так и за рубежом.  Однако на них это оказало скорее положительное влияние. Усложнение валютного законодательства и прочие изменения, в том числе связанные с санкциями, привели к возвращению многих клиентов из иностранных юрисдикций в российские. Это привело к росту клиентской базы. «Изменение валютного законодательства меняет в целом структуру портфеля клиента. То есть все депозиты остаются в швейцарских, английских, европейских банках, а инвестирование перемещается в Россию, потому что клиенту неудобно покупать ценные бумаги за пределами РФ, не переводя их в Россию при погашении. Это формирует налоговый риск клиенту», — отметила Евгения Тюрикова, руководитель Sberbank Private Banking.

Дополнительную серьезную поддержку сегменту private banking оказало снижение ставок по депозитам в России. Многие клиенты предпочли консервативные стратегии на рынке банковским вкладам. «Снижение доходности по депозитам стало серьезным стрессом для банков и клиентов. Потому что в России около 90% средств клиентов размещены в эти самые консервативные продукты. И лишь 10% размещено в инвестиционные инструменты. Мы по себе видим, что эта пропорция начинает меняться. Клиенты интересуются продуктами, которые могут принести им большую доходность. Они вынуждены уходить из депозитов и рассматривать другие решения», — отметил Дмитрий Пешнев-Подольский руководитель Газпромбанк Private Banking.

«Основной тренд у нас такой – тот доходный портфель, который клиент хранил в депозитах, он начинает переворачивать в инвестиционные продукты», — подтвердил наличие тенденции директор департамента по работе с VIP- клиентами ВТБ 24 Павел Кудрявцев.

Несмотря на то, что клиентская база российского private banking выросла за счет возвращения клиентов на родину, ведущие западные инвестбанки так же зафиксировали приток российских клиентов. Правда, их база растет, прежде всего за счет наших бывших соотечественников, которые успели сменить гражданство. «Многие переезжают в Лондон, перевозят семью, детей в Англию», — отметил Александр Макарин, глава Barclays Private Bank. По его словам, приток клиентов настолько велик, а ужесточение регулирования в Европе настолько затратно, что банк уже просто не может себе позволить обслуживать мелких клиентов со счетом 1-2 млн фунтов стерлингов и ориентируется на средний счет около 100 млн фунтов стерлингов.

Такой порог пока не достижим для российских лидеров private banking. Например, для клиентов Газпромбанка после недавнего повышения он составляет 20 млн рублей, заявил Дмитрий Пешнев-Подольский. И хотя другие крупнейшие банки, участвовавшие в дискуссии, сказали, что у них этот порог выше, из цифр исследования российского private banking, проведенного Frank Research Group, следует, что большинство банков предоставляют сервис private banking клиентам со счетом и того меньше — от 15 млн рублей.

По пути диджитализации

Несмотря на то, что масштабы российского private banking пока несопоставимы с западными, этот сегмент в нашей стране динамично развивается и адекватно отвечает глобальным вызовам времени. «Диджитализация приходит и в эту отрасль, потому что меняются люди, ускоряется темп жизни. У нас рождаются дети, которые в год знают, как пользоваться айфоном. В private banking до сегодняшнего дня во главе угла стояли отношения. Но мы видим, что и здесь уже появляется автоматизация огромного количества процессов», — отметила Светлана Григорян, глава Friedrich Wilhelm Raiffeisen. «Структурное требование к скорости совершения операций и к простоте, адаптивности со стороны клиентов сильно повышается», — добавила управляющий директор по работе с крупным частным капиталом Альфа-банка («А-Клуб») Катерина Милеева.

При этом, эксперты уверены, что несмотря на то, что мы стоим на пороге глобальных изменений, которые вынудят перекроить прежние модели, их бизнес от этого только выиграет.

«Идет слом представлений, если еще три года назад мы все боялись, что банки будут затоптаны большим количеством финансовых стартапов, то сейчас представление кардинальным образом изменилось — выживут ли все эти финансовые стартапы, в то время как банки оказались готовы меняться на удивление быстро?» — задается вопросом Дмитрий Пешнев-Подольский.

Павел Кудрявцев (ВТБ24), Александр Макарин (Barclays Private Bank) и Светлана Григорян (Friedrich Wilhelm Raiffeisen)
Ариель Серджио Гёкмен (Schroder & Co Bank) и Дмитрий Пешнев-Подольский (Газпромбанк Private Banking)
Участники второй дискуссионной панели
Участники второй дискуссионной панели

Фото: организаторов