«Пионерские чтения»: Дмитрий Быков, Ольга Свиблова и Джахан Поллыева рассказали о грядущем

Джахан Поллыева

Во вторник 15 марта в Мультимедиа арт музее состоялись очередные, но первые в этом году «Пионерские чтения». На этот раз тем было две и обе достаточно серьезные — «Одиночество» и «Грядущее» — по названиям февральского и мартовского выпусков журнала «Русский пионер». 

Главный редактор журнала Андрей Колесников не стал затягивать начало чтений: поблагодарил директора музея Ольгу Свиблову, приютившую под своей крышей гостей вечера, и сразу же предоставил ей право первой прочитать свою колонку. Ольга Свиблова уточнила, что читать будет про грядущее, потому что будущее ей всегда интереснее настоящего. Кроме того, оказалось, что порой ей удается предугадать будущее благодаря современному искусству: так, например, она предсказала путч 1991 года. «Для меня современное искусство — золотой ключик к потайной двери в завтра. Если получается считать послание, заложенное в произведение художника, ловящего сигналы, открывается то, чего не знают ни футурологи, ни гадалки», — сказала она.

О грядущем высказался и следующий выступающий — психиатор Андрей Бильжо, который рассказал о различных человеческих фобиях, включая хронофобию — боязнь времени. Персонаж его колонки четко разделяет «будущее» и «грядущее», потому что первое в его представлении всегда светлое, а второе — темное, мрачное, неотвратимое, вызывающее страх и желание бежать от него.

В номере «Русского пионера» о грядущем сразу несколько авторов цитируют стихотворение Иосифа Бродского из цикла «Части речи» — о нем говорила Джахан Поллыева во время своего выступления, а также композитор Александр Журбин, для которого оно имеет особое значение, так как с Бродским он был знаком лично и на это стихотворение написал музыку, которую поэт, к сожалению, не успел услышать.

Со сцены в этот вечер звучали размышления не только о будущем, но и об одиночестве. Так, Андрей Макаревич рассказал об управляемом одиночестве, которое человек устраивает себе сам, и о другом — от которого нет спасения; доктор Марк Курцер поведал об одиночестве ребенка в утробе матери, а Диана Арбенина, не успевшая доехать до музея, по громкой связи зачитала свою колонку-монолог от имени самого одиночества.

Чтения затянулись, и многие гости стали покидать зал еще до их окончания, но зато те, кто остался, смогли насладиться очень искренним и пронзительным выступлением актрисы Ольги Аничковой, которая призналась в собственном одиночестве, а в конце, по традиции, зачитала свои фирменные стишки про «малоизвестную актрису». Закончил вечер Дмитрий Быков, решивший не задерживать надолго присутствующих и прочитав только одно свое стихотворение.

FinBuzz приводит лишь некоторые отрывки из выступлений, а полные тексты можно найти в «Русском пионере».

Грядущее

Ольга Свиблова: «Я ничего не понимаю в финансовых рынках, но думаю, что деньги ведут себя, как в химии свободные радикалы. Они ищут, куда можно прикрепиться. Когда в реальной экономике они не находят почвы, то оседают на символических объектах — произведениях современного искусства. Тогда растет пузырь цен, и нужно готовиться к суровым грядущим временам».

Андрей Бильжо: «Если будущее, как ему казалось, еще можно было хоть приблизительно предугадать, то грядущее предугадать, а тем более как-то обезопасить себя от него было невозможно. Он читал то, что писали эксперты-аналитики, но обычно после того, как происходили события, которые они уверенно (они почему-то всегда очень уверены в себе) препарировали, и отмечал для себя, не без злорадства, как они ошибались. И как все шло совсем не так».

Александр Журбин: «Здесь я хочу остановиться на любимом мною стихотворении Бродского, где слово «грядущее» является не эпитетом-прилагательным и даже не существительным, а главным действующим лицом стихотворения.
Приведу стихотворение целиком, оно короткое:

…и при слове “грядущее” из русского языка
выбегают черные мыши и всей оравой
отгрызают от лакомого куска
памяти, что твой сыр дырявой.
После стольких лет уже безразлично,
что или кто стоит у окна за шторой,
и в мозгу раздается не земное «до»,
но ее шуршание. Жизнь, которой,
как дареной вещи, не смотрят в пасть,
обнажает зубы при каждой встрече.
От всего человека вам остается часть
речи. Часть речи вообще. Часть речи.

В этих строках — целая жизнь, вернее, целая концепция жизни.
Что ждет нас в грядущем? — говорит поэт. Ничего. Пустота. Черные мыши отъедают от памяти, которая и так ничего не помнит (изъедена, как сыр дырявый). А дальше «жизнь обнажает зубы» при каждой встрече. И потом ничего не останется. Не будет никакого грядущего. Останется только слово — то есть часть речи».

Джахан Поллыева: «Грядущее — не просто будущее. Это грянувшее, грохнувшееся вниз с громким «ба-бах», напугавшее и заставшее всех врасплох. Оно, грядущее, всегда падает на голову неожиданно. Но ведь пока «гром не грянет, мужик не перекрестится». Хотя думать об этом заранее — занятие пустое, ибо «загад не бывает богат»! Вот вам и вся народная логика…»

Одиночество

Андрей Макаревич: «А если говорить о настоящем одиночестве, вот как я это вижу: мы все — много-много, человек же, в сущности, стадное животное — плаваем по поверхности жизни. Мило беседуем, собираемся в стайки, шутим, плещемся даже. Мы, как правило, не замечаем, когда кто-то начинает медленно тонуть. Он пока не жалуется — он еще даже не понимает, что с ним происходит. А мы не замечаем — он же не кричит, не зовет на помощь. Твиттер, фейсбук и прочий интернет очень помогают не замечать. А он уходит все глубже. Можно спасти? Можно. Но тут мало быть просто внимательным: он будет отбиваться и еще быстрее пойдет ко дну — может, именно вы ему опротивели. Только одно поможет — надо обязательно его любить. Тогда есть реальный шанс вытащить. Вы его любите?»

Марк Курцер: «Ребенок попадает в окружение людей только после своего рождения, и в этот момент если он вдруг окажется один, то он не выживет: он не сможет обеспечить себя, свою жизнедеятельность, свою безопасность. А вот до рождения все происходит совершенно наоборот. Мой 35-летний опыт в акушерстве и гинекологии сделал из меня в этом отношении материалиста и прагматика: в течение первых девяти месяцев жизни ребенок абсолютно одинок. Так задумано природой».

Константин Богомолов: «Все, что вы делаете, нужно только вам.
Все.
Это одиночество.
Это свобода».

Диана Арбенина: «не хочу заводить собаку. боюсь, что выть на луну мы будем дуэтом. ездить тоже никуда не буду. если буду, то редко. и не денег жалко,
а просто влом. все влом.
ходить по парижу влом. лететь в аргентину влом. плавать в карибском влом. влом все. включая стену плача. к ней прижиматься тоже влом.
я — капсула. я постоянно чувствую экспансию извне. мне страшно, что меня порвет внешняя сила. растащит на молекулы тряпок, самолетов, дел, городов, стран, непрочитанных книг, недосмотренных фильмов, чужих языков и странных встреч.
я как-то перестала понимать, где я, а главное — зачем».

Ольга Аничкова: «Сложный момент, который как-то не принято озвучивать… Я одинока.
В английском есть удобный аналог «I’m single», избавляющий от досадной необходимости объяснять, что у тебя очень много друзей, отличная семья, достаточно общения с внешним миром и ты просто single. Это твой временный или постоянный статус, обозначающий, что тебе есть с кем спать, с кем поговорить, есть даже люди, указанные в твоем паспорте, но ты ни с кем и никто не с тобой. Еще single обозначает, что у тебя все съеживается внутри, когда ты видишь пожилую пару, которая бредет, держась за руки, и смеется чему-то, понятному им одним. Обозначает оно еще и то, что у тебя в ванной стоят только две зубные щетки, причем одна из них принадлежит твоему сыну. Еще оно обозначает твою гордыню, принципиальность, два высших образования и неумение идти на компромиссы. Еще, пожалуй, нелепую веру в чудо, вечное ожидание и нелюбовь к полутонам. Вот это второе лицо одиночества я ненавижу».

Малоизвестная актриса
уже готова полюбить,
но те что рядом варианты 
годятся только чтоб поржать. 

Малоизвестная актриса
ждала свидания три дня,
но из театра позвонили
про срочный ввод на роль херни. 

Малоизвестная актриса 
решила все решать сама,
но вот решить теперь не может:
зачем решила делать так? 

LEB_6497
Андрей Бильжо, Александр Журбин и Андрей Макаревич
LEB_6660
Андрей Макаревич, Виктор Ерофеев и Ольга Свиблова
LEB_6692
Андрей Бильжо
LEB_6756
Александр Журбин
LEB_6903
Андрей Макаревич
LEB_6982
Марк Курцер
LEB_7136
Джахан Поллыева
LEB_7205
Константин Богомолов
LEB_7295
Виктор Ерофеев
LEB_7450
Ольга Аничкова
LEB_7533
Дмитрий Быков

LEB_7375

Фото: организаторов