«Пионерские чтения»: без суеты, Дмитрия Быкова и цензуры

Поэт Андрей Орлов (Орлуша)

В пятницу, 13 ноября, в DI Telegraph состоялись «Пионерские чтения», которые ежемесячно организует журнал «Русский пионер». На этот раз темой номера стала суета, которая, в принципе, имеет непосредственное отношение ко времени, о котором колумнисты журнала рассуждали в прошлый раз

Но эти чтения получились какими-то другими, не такими, как обычно. Возможно, потому что отсутствовал Дмитрий Быков, чьи колонки всегда вызывают живой интерес гостей, а, возможно, потому что было слишком много «секса» и нецензурной лексики, из-за чего некоторые слушатели ушли, не дождавшись окончания. Но те, кто покинул DI Telegraph раньше времени, сделали это зря — последним выступил поэт Андрей Орлов (Орлуша), зачитавший не только свою колонку, но и стихотворение «А в Кремле зазвонил телефон», которое в рамках проекта «Гражданин Поэт» обычно читает Михаил Ефремов, и ради которого можно было простить многое в этот вечер.

«К сожалению, рабочая суета не позволила главному редактору нашего журнала Андрею Колесникову вернуться из командировки, поэтому мы решили подсуетиться и продолжить ставшую доброй традицию давать провести «Пионерские чтения» одному из наших заслуженных колумнистов», — обратился к присутствующим в самом начале вечера генеральный директор «Русского пионера» Александр Зильберт и передал микрофон художнику-карикатуристу, писателю Андрею Бильжо, которому предстояло провести эти чтения и первому озвучить собственную колонку.

Так как номер был посвящен суете, логично было ожидать, что это слово не раз прозвучит из уст выступающих. Но, пожалуй, именно в первой колонке Бильжо оно рефреном звучало практически через строчку: «Он не любил суеты» — повторял автор, описывая своего героя, который, как оказалось в конце рассказа, не любил не только суету, но и свою жену, поскольку предпочитал мужчин.

Почему-то многие авторы связали суету в своих рассказах с любовью и сексом, как будто этим двум понятиям в большей степени, чем всему остальному в человеческой жизни, присуща суета. Так, Алена Свиридова начала чтение с фразы «Мадам, не суетитесь под клиентом», продолжила его рассуждениями о том, что секс не терпит суеты, а затем перешла на музыку.

В «Русском пионере» многие авторы выступают в абсолютно новом для себя качестве — оказалось, что актер «Квартета И» Камиль Ларин иногда пишет стихи, а композитор Александр Журбин написал для этого номера свою дебютную литературную колонку, в которой выделил три уровня суеты и щедро снабдил текст отсылами к Библии, Игорю Губерману, Исааку Бабелю, Уильяму Шекспиру, «Книге Экклезиаста», Понтию Пилату, Уильяму Теккерею, Осипу Мандельштаму и фильмам Birdman, Devil’s advocate и All that jazz. И в результате пришел к выводу, что суетиться можно по-разному, и каждый выбирает свой уровень суеты: низкий (ленивый), высокий (карьерный) или греховный (кайфовый).

Актриса Ольга Аничкова, пишущая стихи про «малоизвестную актрису», прежде чем перейти к своим смешным четверостишиям, рассказала в прозе о том, что вся человеческая жизнь — это суета, но не с тем отрицательным смыслом, который в это слово вкладывает словарь Ушакова. «Суета в предновогодних магазинах, на вокзалах, в аэропортах, редакциях, больницах, городах и головах…Упоительная, необходимая, непростая и совершенно живая. Суета, она очень честная», — считает Ольга.

Прочесть все те колонки, что были озвучены в этот вечер, можно в ноябрьском номере журнала «Русский пионер», FinBuzz приводит небольшие отрывки лишь некоторых из них.

Певица Алена Свиридова: «Непрофессионализм и неопытность позволяют нам быть непосредственными в проявлении эмоций, совершать открытия, неожиданно увидев самое главное в череде вроде бессмысленных действия и движений. Случайно взятый аккорд, неожиданный образ, дурацкая рифма, нелепая поза. Из всего этого часто получается настоящее искусство».

Актер Камиль Ларин: 

Кого судить, мы сами виноваты,

Нагайкой бьем себя и бешено летим.

Раскинь, гадалка, на кого-то карты

И правду расскажи, что станет с ним.

Он задохнется, но не остановит

Ни самого себя, ни бега своего.

Так безрассудно в беге жизнь проводим,

Не замечая рядом никого.

Композитор Александр Журбин: «О знаменитой строке Мандельштама: «Значенье — суета, а слово — только шум» — до сих пор идут споры. Значит ли это, что любое значенье — суета? Важно, как это звучит, а о чем — не важно? Или наоборот, суета — это и есть главное значение: что бы мы ни писали, это всего лишь суета и не более. Уже никто не расскажет, что имел в виду поэт. Выбирайте сами».

Актриса Ольга Аничкова: «В общем, пока мы суетимся, мы живы. «Все в мире — суета», — сказал не очень любимый мной классик русской литературы. И на этот раз, кажется, он не имел в виду ничего плохого».

Поэт Андрей Орлов (Орлуша):

04:30

Время не движется, сущность его проста:

Времени нет, как, быть может, нет и пространства.

Без шестерен и колесиков звезд суета

Шарит по небу с уверенным постоянством.

Бог не придумывал цифры календаря,

И будильников, чтобы не опоздать на работу,

И похмелья салатного первого января,

И не назначал никому для молитв субботу.

Суета сует, суета рожденья стиха,

Суета сует в тебя пальчиком в укоризне.

Иногда в «суета» первой буквой напишешь «ха»,

И понятнее становится смысл суетливой жизни.

DSC08081
Генеральный директор «Русского пионера» Александр Зильберт
DSC08084
Андрей Бильжо
DSC08102
Певица Алена Свиридова
Дебютант нового номера «Русского пионера» - композитор Александр Журбин
Дебютант нового номера «Русского пионера» — композитор Александр Журбин
DSC08113
Актер Камиль Ларин
DSC08127
Актриса Ольга Аничкова
DSC07993
Ирина Хакамада
DSC08036
Александр Журбин

DSC08074

Фото: Светлана Беканова