Мария Тополева, «Возрождение»: «Как сделать то, чего еще никто не делал»

Мария Тополева

Главный специалист отдела по связям с инвесторами банка «Возрождение» Мария Тополева год назад заинтересовалась ювелирным делом и запустила собственную марку украшений для волос Panthère. О своем необычном хобби и первой коллекции, идея которой пришла к ней во время обсуждения годового отчета банка, она рассказала в интервью FinBuzz. 

Вопрос украшения прически с детства беспокоил Марию, так как с ее густыми, кудрявыми волосами большинство аксессуаров просто не справлялось. При подготовке к свадьбе несколько лет назад она столкнулась с тем, что не смогла найти действительно красивого и качественного аксессуара — в магазинах была либо китайская бижутерия со стразами на клею, либо очень дорогие вещи известных ювелирных домов стоимостью от нескольких тысяч евро. А в промежутке между этими сегментами на рынке вообще ничего не было представлено. Решение занять эту нишу пришло не сразу, сначала Мария просто заинтересовалась ювелирным делом и начала брать частные уроки у ювелира, чтобы поближе познакомиться с этим мастерством.

Постепенно она освоила основы ювелирного дизайна и 3D-моделирования, и стала думать над теми моделями, которые ей хотелось воплотить в жизнь. «Я поняла, что нужно сфокусироваться на дизайне и проектировании изделий — на том, что мне ближе, а исполнение оставить непосредственно мастерам. К тому же, не стоит питать иллюзий, что за несколько месяцев сможешь стать ювелиром — люди посвящают этому целую жизнь», — рассказывает Мария.

Идея первой коллекции Aurore (в переводе с французского северное сияние, — прим. FinBuzz) пришла к ней во время работы — потенциальные подрядчики, предлагавшие банку реализовать проект годового отчета 2015, на встрече рассказывали про свое видение визуализации, удачные решения и в целом про тренды. «Когда они заговорили о палитре, неожиданная цепочка ассоциаций привела меня к мысли о северном сиянии, и я поняла, что нужно обязательно развить этот многогранный образ. Буквально за пару дней я сделала, наверное, сотни эскизов», — делится воспоминаниями Тополева.

Сначала Мария собиралась передать эффект сияния с помощью цветных камней, эмальерных техник и даже светодиодов, но узнав о титане и его удивительных свойствах, решила поэкспериментировать именно с ним. Дело в том, что при анодировании (процессе создания оксидной плёнки на поверхности некоторых металлов и сплавов путём их анодной поляризации в проводящей среде, — прим. FinBuzz) этот металл приобретает различные оттенки — от нежных золотистых и розовых до насыщенных синих и фиолетовых. Кроме того, титан очень легкий материал, который не утяжеляет прическу, и в тоже время очень прочный и долговечный. Тогда-то девушка и поняла, что это то, что нужно.

На создание первого изделия — тиары — ушло много времени, так как на каждом этапе приходилось анализировать результат, что-то корректировать и затем выходить на следующую итерацию. Сначала Мария построила 3D-модель изделия, которую потом дорабатывала с ювелирами. Когда модель была готова, ее напечатали на 3D-принтере из воска и отправили в литье, откуда она вернулась уже в серебре. В это время декор тиары вырезали из титана методом электроэрозионной обработки (т.е. под действием электрических разрядов, возникающих между электропроводящей заготовкой и электродом-инструментом, — прим. FinBuzz), поскольку этот металл очень тугоплавкий, что усложняет работу с ним. Предстоял кропотливый процесс: тщательная обработка поверхностей основы, вставка камней и полировка титановых деталей с последующим анодированием. Завершил создание тиары самый сложный с технической точки зрения этап — соединение серебряной основы с титановыми частями с помощью лазерной пайки.

Сейчас в коллекцию Aurore входит пять изделий: большая тиара, малая тиара, тиара-трансформер, гребень и невидимки — и в ближайшее время она будет дополняться ободками, шпильками и клипами, трансформирующимися в броши и подвески. Ориентировочная цена — до 100 000 рублей.

«Титан в последнее время достаточно модный материал в высоком ювелирном искусстве. Но мой проект, конечно, не конкурирует с известными ювелирными домами, так как это совершенно другой уровень работы с материалами, уникальные камни и, естественно, другой ценник. Если смотреть на молодых дизайнеров, которые в этой нише работают, то в России до недавнего времени ювелирные аксессуары для волос не производил никто. Сейчас некоторые модные марки предлагают отдельные украшения, но до сих пор полноценные линейки никто не разрабатывает», — рассказывает Мария.

Она признает, что украшения для волос — это достаточно претенциозно. «До революции тиары носили люди, принадлежавшие к дворянскому сословию, к царской семье. Они передавались по наследству вместе с другими фамильными драгоценностями. Хотя они по-прежнему обладают неким флёром аристократизма, сегодня к этим украшениям относятся проще — их покупают на свадьбы, дни рождения и светские мероприятия», — рассказывает она. Конечно, такие украшения далеко не для каждой девушки — для некоторых это слишком необычно. Поэтому Мария уверена, что ее клиентки — это девушки, которые не боятся каких-то нестандартных решений и экспериментов.

Основным каналом продвижения своей марки Тополева считает салоны свадебной и вечерней моды, с которыми она развивает партнерство, поскольку невесты — это существенная часть ее целевой аудитории. А в новом году изделия появятся в нескольких мультибрендовых магазинах дизайнерских украшений.

После того как Мария активно занялась этим проектом, ритм ее жизни кардинально сменился — жесткий график, планы на день, неделю и месяц. Ей стало катастрофически не хватать свободного времени, но, с другой стороны, она стала его больше ценить и более грамотно распределять. «Мне помогает то, что в «Возрождении» я работаю с сильной командой, которая запускала коммуникации с инвесторами банка еще десять лет назад. Не скажу, что это дается легко, но меня очень поддерживает мой муж, поэтому мне удается совмещать обе эти истории», — рассказывает она.

Уходить из IR Мария не собирается — ей очень нравится эта сфера. «Когда любишь свою работу, она вдохновляет не только на развитие в профессии, но и обогащает творчески, дает по-настоящему ценные идеи. Отношения с инвесторами во многом напоминают деятельность человека-оркестра, ведь это пересечение очень многих областей знаний. И когда ты начинаешь свой собственный проект, эти навыки помогают тебе видеть всю картинку в целом, анализировать финансовые показатели, юридические аспекты, оценивать риски и, конечно, выстраивать коммуникации», — считает Тополева.

Больше всего в ювелирном деле ей нравится именно творческий процесс — продумывание дизайна, моделирование изделия, работа над своими ассоциациями и тем, как их воплотить. «Постоянно приходится находить компромисс между тем, как возможно реализовать идею, и тем, как бы это хотелось сделать с точки зрения эстетики. Иногда кажется, что это невозможно. На самом деле, нужно лишь немного подумать, почитать и посоветоваться с технологами или коллегами по цеху. Это ведь во многом история о том, как сделать то, чего еще никто не делал», — уверена Мария.

Мария Тополева
Мария Тополева
Большая тиара
Большая тиара
Часть тиары-трансформера
Часть тиары-трансформера
Гребень
Гребень
Невидимка
Невидимка
Большая тиара
Большая тиара
Ободок
Ободок
Малая тиара
Малая тиара

Фото: Евгений Штебрец, Екатерина Герасимова, Полина Ситникова