Марина Ситнина, Газпромбанк: «Корпоративное коллекционирование – особая философия»

Татьяна Маркина (The Art Newspaper Russia) и Марина Ситнина (Газпромбанк)

11 апреля в Московском музее современного искусства (MMOMA) на Петровке прошел круглый стол, посвященный формированию корпоративных коллекций современного искусства. Обсуждалась история корпоративного коллекционирования в мире и в России, а также деятельность международной ассоциации корпоративных коллекций современного искусства (IACCCA). 

В дискуссии участвовали исполнительный директор MMOMA Василий Церетели, специальные гости — председатель IACCCA Лоа Хааген Пикте, член ассоциации, куратор коллекции La Caixa Foundation Нимфа Бисбе, а также эксперт арт-рынка и обозреватель The Art Newspaper Russia Татьяна Маркина. Модератором выступила вице-президент Газпромбанка и куратор направления арт-банкинг Марина Ситнина.

Марина открыла дискуссию приветственным словом, представила всех участников и кратко рассказала об истории зарождения корпоративного коллекционирования в мире. «Корпоративное коллекционирование — это отдельный мир со своей философией, каталогами и профессиональными ассоциациями, — поделилась Марина. — Корпоративные коллекционеры — это современные Медичи, учитывая их роль в продюсировании современных им художников, благодаря чему мир увидел гениев эпохи Возрождения. При этом первая банковская коллекция появилась в Италии в XV веке. Как массовое явление, интерес со стороны компаний к составлению своих коллекций формировался в США на протяжении XIX века. Западная Европа присоединилась к этому движению в конце XIX — начале XX вв».

Была отмечена трансформация целей и задач корпоративного коллекционирования от украшения офисного пространства и прямого маркетинга к выражению корпоративной идентичности и транслированию своей миссии обществу. На сегодняшний день поддержка искусства со стороны бизнеса принимает разные формы. «RBS дарит гранты художникам, HSBC организует фотовыставки избранных художников, AXA совместно с MoMA и Guggenheim делают проект по хранению и реставрации монохромной живописи 60-70 годов», — привела некоторые примеры Марина.

«Для Газпромбанка большая честь, что наша корпоративная коллекция попала в каталог Global Corporate Collections, изданный Deutsche Standards в 2015 году, наряду с признанными мировыми собраниями корпораций. Наша коллекция формируется уже более четырех лет и насчитывает около 700 отдельных произведений современного российского искусства. Также на сегодня мы — единственный участник IACCCA из России», — отметила Марина и передала слово Лоа Хааген Пикте.

Лоа рассказала о деятельности ассоциации IACCCA, а также о кураторстве коллекции частного швейцарского банка Pictet Group, в которой собрано около 600 единиц за 11 лет. «Наша некоммерческая ассоциация была создана в 2007 году профессиональными кураторами корпоративных коллекций для кураторов. На сегодняшний день у нас 43 участника и 39 коллекций из 17 стран. Большинство участников — из сферы финансовых институций. Мы представляем собой глобальный think tank и видим свою задачу в развитии взаимодействия между бизнесом и сферой искусства и культуры, а также в создании и продвижении высоких стандартов корпоративного коллекционирования в отношении управления и организации собрания», — отметила Лоа. Слово было передано Нимфе, которая подробно рассказала о формировании коллекций из 8000 экспонатов частного банка La Caixa, существующего в Испании с 1904 года. Нимфа также отметила, что в ноябре пройдет симпозиум IACCCA в музее Stedelijk в Амстердаме.

Экспертное мнение относительно истории формирования корпоративного коллекционирования в России высказала Татьяна Маркина. «Можно выделить два этапа: конец 80-х — начало 90-х, для которого было характерно влияние вкуса владельца организации на собрание, и закончившийся распродажей большинства корпоративных коллекций в кризис 98-го — 2000-е, и нынешний, когда коллекция формируется профессионально с отчетливым пониманием периода и транслируемой идеей. К сожалению, между этими двумя этапами нет преемственности», — прокомментировала Татьяна.

Василий Церетели поблагодарил участниц круглого стола за участие в дискуссии и отметил важность аспекта коллаборации бизнеса с музеями в рамках организации и продюсирования выставок. После дискуссии все желающие были приглашены на экскурсию по фестивалю «Art.Up Art.In», в рамках которого каждая из компаний-участников презентовала концепцию своей социальной миссии посредством отобранных произведений из коллекции MMOMA. Генеральным партнером фестиваля выступил Газпромбанк Private Banking.

ARTIN_CONFERENCE_97
Татьяна Маркина (The Art Newspaper Russia), Марина Ситнина (Газпромбанк), Лоа Хааген Пикте (IACCCA), Нимфа Бисбе (La Caixa Foundation) и Василий Церетели (MMOMA)
ARTIN_CONFERENCE_175
Лоа Хааген Пикте (IACCCA) и Нимфа Бисбе (La Caixa Foundation)

ARTIN_CONFERENCE_82 ARTIN_CONFERENCE_123 ARTIN_CONFERENCE_80 ARTIN_CONFERENCE_139 ARTIN_CONFERENCE_36

Фото: пресс-служба ММОМА