09 Октября 2015
Finbuzz.ru » Lifestyle » Женщина в консалтинге: мифы и реальность

Женщина в консалтинге: мифы и реальность

06 Окт 2015
Lifestyle Печать

Все давно привыкли к тому, что нет чисто «женских» или «мужских» профессий — особенно в инвестиционном банкинге или консалтинге. Но если равноправие достигнуто давно, то от особенностей все равно избавиться не удается. Да и нужно ли? Чтобы помочь читателям разобраться, FinBuzz публикует откровения сотрудницы консалтинговой компании из Big4 о своей работе в преимущественно мужском коллективе.

I want to be a part of it

До сих пор помню глянцевый буклет одной консалтинговой компании, выданный мне на карьерной ярмарке в университете. На обложке были изображены представители различных социальных групп  азиат, афроамериканец и, конечно же, девушка. Холеные, в отглаженных костюмах, с ослепительными улыбками, запечатленные на одном из бизнес-митингов в таком же, как они, идеальном офисе, разделенном стеклянными перегородками. Все на картинке говорило о том, что передо мной профессионалы высокого уровня  одухотворенные лица, подчеркнуто деловой дресс-код и, конечно же, логотип компании в крайнем правом углу, притягивающий взоры, как магнит.

King of the hill  top of the heap

Консалтинг (наряду с инвестиционным банкингом)  пожалуй, наиболее желанное место работы для большинства амбициозных и карьерно-ориентированных выпускников бизнес-школ. Причем главной его чертой, так манящей вчерашних студентов топ-оф-зэ-класс, является полная неопределенность того, чем ты будешь заниматься. Многих привлекает именно разнообразие: сегодня ты рассчитываешь финансовые показатели в душном офисе на севере России, завтра улетаешь в Дубай с целью оптимизации местной дорожной инфраструктуры, а через месяц уже разрабатываешь стратегию развития федерального министерства. Высокие зарплаты, обаятельные и остроумные коллеги, заграничные командировки (в хорошие времена  бизнес классом), неформальная обстановка в команде, веселые и зажигательные корпоративы  мечта, да и только! Но, конечно, за все приходится платить.

Snap back to reality

Главная проблема консалтинга  это баланс работы и жизни. Рабочий график бывает разным и зависит от множества факторов, но ближе к окончанию проекта почти всегда предполагает работу по 12-15 часов в день. Есть в этом и плюсыжесткий режим учит ценить время и относиться к нему ревностно и рационально. Вместо того, чтобы провисеть в социальных сетях лишний час, скорее потратишь его на активный отдых, девичьи необходимости (в виде маникюра и пр.), встречу с друзьями или, внезапно, на личную жизнь. Об этом поподробнее.

This is a men’s world

По моим наблюдениям, в консалтинге работает больше мужчин (хоть и с небольшим перевесом процентов в 10-15). Однако это вовсе не означает, что построить свое женское счастье здесь проще, чем в других, скорее даже наоборот. Одна из причин такой несправедливости  обозначенная нехватка времени у обеих сторон. Другая  профессиональный отпечаток, который накладывает на многих девушек-консультантов работа в мужском коллективе: необходимость принимать решения, договариваться и продавать проекты представителям клиента («мужчинам, принимающим решения»)  в какой-то момент многие девушки-консультанты превращаются в «своих парней», и именно так и воспринимаются коллегами-мужчинами. У большинства женатых сослуживцев супруги либо не работают вообще, либо трудоустроены в максимально далеких от консалтинга индустриях. Но романы, конечно же, случаются. Причем как между коллегами (особенно в условиях длительных командировок в не самые вдохновляющие локации), так и с представителями клиента. На моих глазах у коллеги-консультанта закрутился «рабочий» роман, начавшийся в корпоративной столовой в очереди за борщом, а впоследствии переросший в счастливую семейную жизнь. Разумеется, никто не отменяет и романы с людьми извне, но они упираются примерно в те же проблемы, к которым можно добавить, пожалуй, только невероятно высокие ожидания относительно потенциальной второй половины.

I want it all

Проработав несколько лет в консалтинговой индустрии, я заметила, что отличительной чертой девушек, работающих в этой сфере, является крайняя амбициозность и сосредоточенность на карьере. Иногда это делается осознанно и приводит к впечатляющим результатам и головокружительным карьерным успехам. Но зачастую это происходит само собой, «на автомате», под влиянием среды. Портрет типичной девушки-консультанта выглядит следующим образом: выпускница топ-5 московского вуза, немного старше 30 лет, прекрасно выглядит, регулярно занимается спортом, имеет широкий круг общения, интересуется всем на свете, часто путешествует и занимает должность на уровне «engagement manager».

To be or not to be

Многие девушки-консультанты в определенный момент (обычно после трех-четырех лет работы) стоят перед выбором: оставаться в этой индустрии или перейти в область «попроще». На мой взгляд, решение стоит принимать по единственному критерию  степени удовлетворенности таким образом жизни. Ни сегодняшние/потенциальные доходы, ни престиж профессии, ни веселые и обаятельные коллеги не сделают жизнь счастливой, если для вас эти факторы не являются приоритетными. В той же мере и постоянная гонка, отсутствие свободного времени, интенсивная работа не помешают вам наслаждаться жизнью, если в вашем представлении на эти «мелочи жизни» можно закрыть глаза. No one else can get you through  it’s all up to you!

Tags: ,


Комментарии