Ирина Иваник: «Нужно быть честным с собой и доверять внутреннему голосу»

Ирина Иваник

Ирина Иваник, восемь лет проработавшая в финансовой отрасли: сначала в инвестиционной компании «Горизонт», а потом в нефтяной компании, два года назад круто изменила свою жизнь — бросила карьеру в финансах и стала художницей. О том, как она на это решилась и как ей теперь живется без стабильного дохода, она рассказала в интервью FinBuzz. 

Финансовое прошлое

Ирина училась в Высшей школе экономики по специальности «корпоративные финансы» сначала на бакалавриате, а потом в магистратуре. С третьего курса она начала работать, потому что ей хотелось понять, как соотносятся полученные знания с реальной жизнью. «У меня возникли сомнения, в том ли месте я нахожусь, потому что мы изучали множество моделей, микро- и макроэкономику, но лично мне было не понятно, как все это применяется на практике. Меня этот вопрос сильно беспокоил, потому что было не понятно, для чего это все», — вспоминает она. Тогда она устроилась на работу в инвестиционную компанию «Горизонт», являвшуюся финансовым консультантом «Газпрома», где начала постигать азы выбранной профессии.

В компании пошли ей навстречу, терпели плавающее расписание студентки и всему учили. В результате, Ирина проработала там пять лет. «Я сразу попала в команду, которая работала по мандату корпоративного брокера и занималась investor relations, т.е. это как бэк-офис для «Газпрома». Тогда еще в российском классификаторе не было такой специальности, как IR. Официально она появилась позже, но по факту команда «Горизонта» занималась этим не первый год», — рассказывает Ира. В тот момент ей нравилась ее работа, все было очень интересно, ей хотелось развиваться в этом направлении дальше и сделать что-то существенное.

Как раз в это время ей предложили присоединиться к команде IR нефтяной компании в качестве заместителя директора департамента по связям с инвесторами. «Для меня это был качественно новый уровень, именно то, что я хотела получить. Тогда в департаменте по связям с инвесторами все только начиналось, набиралась новая команда, и уже было понятно для какой цели это делается — компанию хотели вывести на IPO. И я поняла, что смогу реализовать весь свой опыт на конкретном примере. Если в «Газпроме» все это уже было сделано, то здесь можно было сделать. И меня это очень вдохновляло», — делится воспоминаниями Ирина.

Она перешла туда и с головой погрузилась в рабочие дела, которых было очень много. Ей так нравилось все, чем она занималась, что она не обращала внимания на то, что практически все свое время тратит исключительно на работу. Но в какой-то момент она почувствовала, что у нее начинаются проблемы со здоровьем. «Как только я обратила внимание на здоровье, мне пришлось найти время в своем графике на занятия йогой. Это был первый шаг. После этого у меня начали появляться вопросы, которые наверное беспокоят всех в этом возрасте — а мне тогда было 25 лет — для чего я вообще все это делаю, для чего я живу? Мне казалось, что это такие важные темы, а никто об этом не говорит, потому что все заняты только зарабатыванием денег. Поэтому я стала всех знакомых атаковать вопросами о предназначении», — рассказывает Ира.

И постепенно она стала приходить к мысли, что, возможно, не всегда будет заниматься тем, чем занимается. «Не то чтобы я была недовольна своей работой, нет. Но я видела: есть люди, которые, найдя сферу, которая им близка, реализовали себя в ней, были счастливы и жили в гармонии. А у меня был явный перекос в сторону работы, которая отнимала мое здоровье, я себя плохо чувствовала и постоянно задавала себе вопросы о том, то ли я вообще делаю», — вспоминает свои сомнения Ирина. Но тогда уже приближалась долгожданная сделка, ради которой все так много работали, и было совсем не до изменений. Поэтому Ира отложила свои размышления на потом, решив, что вернется к ним после сделки.

Творческая натура

Еще в детстве было очевидно, что у Ирины есть определенные способности к рисованию, но никто не воспринимал это всерьез. Когда перед поступлением в Вышку она робко заикнулась родителям о том, что, может быть, все-таки не экономика, они спросили, какие еще у дочери есть варианты. «Я хочу танцевать или рисовать», — сказала девочка, на что услышала: «И что, ты всю жизнь будешь вольным художником?» Звучало это как-то не очень радостно, поэтому Ира решила послушать родителей.

Рисование она забросила, и вновь в ее жизни оно появилось во время работы в «Горизонте», причем абсолютно случайно. Ее коллега искала себе мольберт для занятий, а бойфренд ее сестры занимался логистикой, и у них перевернулась фура с мольбертами. У него осталось несколько штук дома, и он продал их девушкам по очень выгодной цене. Так Ирина стала обладательницей мольберта, который сначала был просто элементом декора — лишь изредка она использовала его по назначению. Но постепенно ее интерес к живописи рос, она стала брать индивидуальные уроки, правда исключительно ради собственного удовольствия.

Летом 2014 года она поехала на двухнедельный пленэр в Прованс писать акварелью. В тот момент было не понятно, выйдет ли компания на IPO или эта сделка будет отменена. «Пока я там была, я поняла, что, если сделка не состоится, то это будет хорошая возможность для моего ухода. Я поняла, что если не приму это решение сейчас, то меня затянет обратно, и потом мне будет еще сложнее его принять», — говорит Ирина.

Когда она вернулась, появились определенность, что сделку отменили. И тогда она решила уволиться. «Я была очень счастлива. У меня наконец-то было ощущение, что моя жизнь принадлежит мне. Это решение было очень непростым, но оно многое мне дало. После того, как завершился этап увольнения, у меня было осознание, что я вообще могу сделать все в этой жизни. Раз уж я это решение приняла и осуществила, то теперь мне вообще ничего не страшно — у меня был очень сильный эмоциональный подъем», — делится своими ощущениями Ира.

Но уволившись, она еще так до конца и не понимала, чему хочет посвятить свою жизнь. Единственное, что она четко для себя определила — что это обязательно должна быть работа руками, потому что ей этого очень не хватало. А также она поняла, что хочет найти дело, которым будет заниматься всегда, даже если ей за него не будут платить.

Сначала она отправилась в путешествие, а вернувшись, пошла учиться истории искусств в РГГУ. Потом занялась флористикой и даже думала о бизнесе в этой сфере, но в тот момент подскочил курс валюты, импортные цветы подорожали, и стало ясно, что вкладываться в это не стоит. Вообще у нее было много идей: организация выставок, дизайн интерьеров, декораторство… Но постепенно она осознала, что во всем этом ей нравится только процесс рисования.

«Я долго не могла самой себе в этом признаться, я от этого бежала. Наверное, потому что наши таланты заключаются в том, что мы делаем легко, а мы не всегда ценим то, что нам легко дается. Был момент, когда все мои идеи разваливались, и я подумала, почему бы не попробовать то, что я умею делать сейчас? Мне 29 лет, на занятия живописью ходит много женщин, которым уже за 50 лет, и они рассказывают, что начали заниматься живописью, выйдя на пенсию, хотя им всегда этого хотелось, и говорят о том, что у них осталось реально мало времени… И тогда я подумала: ну что, мне пенсии ждать, чтобы попробовать?» — с улыбкой рассказывает Ирина.

Тогда она решила заняться живописью всерьез — вскоре ее картины стали покупать, появились запросы на проведение занятий и различные проектные работы. Первое время она бралась вообще за все: логотипы акварелью, иллюстрации, картины на заказ — потому что накопления заканчивались, и был сильный страх, что завтра она проснется совсем без денег. Ирина вспоминает, что было очень много проверочных моментов — ей звонили хедхантеры, предлагали вернутся в IR, было несколько очень хороших предложений. Она даже сначала рассматривала варианты part time, но потом поняла, что не может бросить живопись даже на время.

Сейчас Ирина преподает акварельную живопись, проводя различные мастер-классы и курсы для начинающих в Арт-школе Петра Кончаловского, а также продолжает учиться сама — она пошла в школу «Рисунка и живописи» в МГАХИ им В. И. Сурикова, потому что поняла, что ей не хватает академического образования.

Самый частый вопрос, который ей теперь задают, касается дохода — ведь раньше он у нее был стабильный и высокий, а сейчас — непонятный, а также того, не жалеет ли она о своем решении. Ирина не скрывает, что пока не вышла на ту сумму, с которой увольнялась. «Для меня этот вопрос скорее не про то, как заработать деньги, занимаясь творчеством, а про отношение к ним. Про то, для чего они тебе, и во что ты их будешь вкладывать. Для меня работа только ради денег не имеет смысла. Все, что я зарабатываю сейчас — снова вкладываю в свое творчество и учебу. Тем не менее у каждого человека есть минимальный доход, который необходим ежемесячно для оплаты таких фиксированных расходов, как аренда или квартплата, продукты, телефон, интернет и прочее. Я знаю, что его 100% заработаю всегда. Но это такой самый минимум. В те месяцы, когда сразу все проекты реализуются, этот доход утраивается. Часто друзья думают, что если я ушла из корпоративного бизнеса в творчество, то, значит, у меня расслабленный график. Это не так. Когда ты работаешь на себя, то получаешь ровно столько, сколько времени ты вложил в свое дело. Я планирую свой бюджет на несколько месяцев вперед, и пока моя основная задача сделать доход стабильным. Но я не почувствовала падения в качестве жизни. Наоборот, я получаю удовлетворение от своих осознанных вложений, потому что живопись — это именно то, что мне нравится», — рассказывает она.

Основной доход она получает от проведения уроков и продажи картин. Первое время цены на свои работы она рассчитывала, исходя из времени потраченного на конкретную картину. Но потом поняла, что такой подход в корне неверен. Сейчас минимальный ценовой порог составляет 4000 рублей — ниже этой суммы она не продает картины, потому что это ее минимальные расходы на материалы. Пока что самая дорогая картина, которую она продала, стоила 20 000 рублей. Уже два раза Ирина проводила благотворительные распродажи — в последний раз цены там были от 1000 до 7000 рублей. «Главный вывод, который я сделала после этого — если покупателю понравилась картина, ему вообще не важна цена, он ее купит в любом случае», — делится наблюдениями художница.

Она хочет уйти от любых шаблонов и создать собственный узнаваемый стиль. «Когда мне говорят: «Ира, мы узнаем твои работы» — для меня это самая важная и ценная похвала», — говорит она. В ее ближайших планах — подготовка и участие в выставках. О более далеких перспективах она говорит так: «Если за два года есть такой осязаемый результат, то мне самой очень интересно, что будет через десять лет».

«Я перфекционист, и иногда мне это мешает. Чтобы получить определенный результат, который отразится в картине, нужно перед этим тысячу листов выкинуть на помойку. Этот этап невозможно перескочить. Без этой тысячи листов ты просто не придешь к той самой картине, которую уже нарисовал в своей голове. Поэтому надо проще относиться к процессу, получать удовольствие и экспериментировать. Перфекционизм нужно включать, только когда он действительно нужен», — считает она.

На вопрос о том, что бы она посоветовала тем, кто тоже хочет кардинально изменить свою жизнь, но никак не решается на это, Ира отвечает так: «Нужно обязательно пробовать разные идеи. Пока не попробуешь, не поймешь, нравится тебе это или нет. И еще очень важно быть честным с собой и доверять себе, своему внутреннему голосу. Если ты идешь своим путем, то появятся возможности, предложения, поддержка, у тебя будут гореть глаза от вдохновения и утром захочется скорее вставать, чтобы заниматься любимым делом. У меня самой было много сомнений, и мне еще нужно учиться доверять себе. А вообще, я бы рекомендовала не менять жизнь резко, потому что это очень тяжело — и морально, и финансово. Нужно все делать постепенно. И никогда не сжигать мосты. Разрушить все и создать заново — так это не работает. Когда ты пишешь картину и сделал первую заливку, ты должен сохранить лучшие места и уже к ним что-то добавлять, улучшать, а не переписывать все по кругу снова и снова, теряя силы — так и в жизни. Максимально используйте тот опыт, который уже есть».

Ирина Иваник
Ирина Иваник
Ирина Иваник и Дарья Рябова (FinBuzz)
Ирина Иваник и Дарья Рябова (FinBuzz)

JS2A7447 JS2A7599 JS2A7589 JS2A7438 IMG_4243 IMG_4256

Фото: Анна Стогова