IR-специалисты обсудили цифровые технологии, налогообложение и private equity

Участники дискуссии

На прошлой неделе в Swissotel Красные Холмы состоялась ежегодная конференция Дойче банка для эмитентов. По традиции мероприятие охватывало широкий круг вопросов: от требований по раскрытию информации и налогообложению через обзор технологических новшеств для IR до озвучивания не совсем утешительной для российских компаний аналитики, согласно которой капитализация нашего рынка равна капитализации Ирана.

Дойче банк ежегодно собирает представителей IR-служб ведущих российских и международных компаний. В этот раз в три часа дня зал Давос на 29 этаже Swissotel Красные Холмы был почти полностью заполнен экспертами, желающими обменяться мнениями о ключевых тенденциях и услышать о самых последних нововведениях в индустрии коммуникаций с инвесторами.

Мероприятие началось со вступительного слова руководителя подразделения депозитарных расписок в России, СНГ, Центральной и Восточной Европе Дойче банка Божены Трайдос. Поприветствовав гостей и пожелав всем продуктивной дискуссии, она передала слово участникам первой сессии, посвященной изменениям в требованиях по раскрытию информации и налогообложению.

Экономический советник департамента допуска на финансовый рынок Банка России Павел Филимошин и партнер, руководитель отдела услуг в области корпоративного налогообложения  СНГ EY Алексей Кузнецов рассказали гостям о некоторых дополнениях в корпоративном законодательстве, в частности, о влиянии деофшоризации на эмитентов. «В том случае, если иностранная компания управляется из России, она может быть признана налоговым резидентом», — сообщил Алексей Кузнецов. Он также напомнил, что с прибыли иностранных компаний возможно необходимо будет платить налоги в зависимости от участия иностранного акционера в бизнесе данной компании и контроля ее деятельности.

Сугубо юридическая тема сменилась гораздо более легкой для восприятия и понятной всем без исключения презентацией о роли цифровых технологий в работе IR. Генеральный директор B2B-дизайн бюро «Зебра» Андрей Кожевников поделился несколькими секретами того, как повысить эффективность digital-коммуникаций в IR в условиях сокращения бюджетов.

Он сообщил, что лишь 10-15 сайтов российских публичных компаний нормальны и соответствуют международным стандартам с точки зрения удобства пользования инвесторами и получения оперативного доступа к информации. «Аналогичная ситуация и с годовыми отчетами, которые можно назвать таковыми лишь с позиции соблюдения формальных требований к их содержанию, а вот внешний вид многих документов оставляет желать лучшего», — отметил спикер, назвав в качестве основной причины столь неутешительной статистики отсутствие эффективных коммуникационных политик у компаний. «У нас есть план создать рейтинг корпоративных сайтов», — сообщил Андрей Кожевников. Из его слов было не совсем понятно, радостная ли это новость для эмитентов или же скорее угроза.

Его хлесткая презентация содержала не только конструктивную критику, но и «шпионские штучки», с помощью которых, действительно, можно улучшить текущий порядок вещей даже при минимальном бюджете. Для этого, во-первых, он призвал собравшихся сглаживать углы при взаимодействии с «соседними» подразделениями, под которыми подразумевались прежде всего PR-cлужбы и службы маркетинга, и развивать совместные проекты, что позволяет, с одной стороны, разделять бюджеты, а с другой – синхронизировать потоки выходящей от компании информации.

Во-вторых, спикер посоветовал проводить аудит каналов и инструментов коммуникации. Он честно признался, что IR-подсайт наравне с отдельными IR-приложениями — это далеко не лучшая практика, а скорее вынужденная мера, которая может привести к росту расходов компании при увеличении риска не синхронизации публикуемой информации с другими частями сайта компании.

Еще один важный элемент сокращения издержек – переход на формат удаленных коммуникаций. «Webкасты являются одним из наиболее эффективных инструментов на грани личных и заочных коммуникаций, а для улучшения общения с адресатами советую не пренебрегать обратной связью», — подчеркнул Андрей Кожевников. Правда, осталось не совсем понятно, разделили ли его искренний энтузиазм по отказу от роад-шоу за рубеж присутствующие на мероприятии IR-специалисты.

Следующий блок презентаций касался расширения базы инвесторов и предлагал рассмотреть Private Equity как альтернативу традиционным инвестициям. От управляющего директора компании Fosun Eurasia Capital Игоря Даниленко гости услышали, что темпы роста развивающихся рынков падают и потихоньку сближаются с

темпами роста развитых рынков, при этом риски в инвестиции в первый тип экономики существенно выше, а следовательно, конкуренцию за инвесторов они проигрывают.

Говоря отдельно о России, он лишь ограничился напоминанием о том, что рубль в последние пять лет неуклонно дешевеет, при этом дно медвежьего рынка финансист предсказать не рискнул. Из позитивного Игорь Даниленко отметил, что по доходности российские компании сейчас одни из самых высоких мире: дисконты по нашим акциям варьируются от минус 50 до минус 70 процентов.

«Рынок дешевый, и на нем можно зарабатывать, но геополитические риски и недостатки в корпоративном управлении существенно сказываются на оценке российских компаний. Одной негативной истории достаточно, чтобы впоследствии ко всем остальным игрокам из той же отрасти предъявляли завышенные требования. Кроме того, российской экономике мешает негативный новостной фон, в результате чего в настоящее время даже оценка иранского фондового рынка примерно равна нашему. И это при том, что в Иране не работает система Swift. Однако по иранской экономике, в  отличие от нашей, уже есть позитивные ожидания по отмене санкцией. Так мы наглядно видим, как информация о нормализации отношений влияет на оценку страны иностранными инвесторами», — резюмировал эксперт.

Старший управляющий партнер UFG Private Equity Роберт Сассон меньше говорил про рынок и больше концентрировался на прямых инвестициях, назвав их совершенно отдельной историей. «Мы вкладываем свои собственные деньги и поэтому стараемся найти наименее зависимые от волатильности компании. К тому же UFG Private Equity старается избегать инвестиций в предприятия, где уже есть доля государства, например, в муниципальные проекты или в сферу природных ресурсов. Это и есть наше главное преимущество. Кроме того, на стадии вхождения в проекты мы уже понимаем, как будем в дальнейшем из него выходить», — резюмировал Роберт Сассон.

На этой оптимистичной ноте представители IR-cообщества отправились на коктейль. У многих присутствовавших в глазах читалась некоторая растерянность: уж больно разнообразными и по стилю исполнения, и по тематике были презентации.

_DSC4168
Алексей Кузнецов, руководитель отдела услуг в области корпоративного налогообложения СНГ EY
_DSC4215
Андрей Кожевников, генеральный директор B2B-дизайн бюро «Зебра»
_DSC4221
Евгений Монахов, руководитель управления операций на рынке акций Дойче банка
_DSC4229
Игорь Даниленко, управляющий директор компании Fosun Eurasia Capital
_DSC4226
Во время конференции для наглядности было показано много презентаций
_DSC4177
Борис Гуськов (Дойче банк)
_DSC4236
Максим Ойрах («Горизонт»)

Фото: Светлана Беканова