Евгений Чичваркин и Михаил Зельман померились интеллектом

Евгений Чичваркин и Михаил Зельман

Евгений Чичваркин из Hedonism Wines и Михаил Зельман из Burger&Lobster— самые медийные русские бизнесмены Лондона. Евгений постоянно дает СМИ комментарии о том, как плох для России Путин и как бы он хотел вернуться в Москву, а Михаил в свою очередь активно рассказывает о своей концепции монопродуктового ресторана, благодаря которой в Лондоне появилась сеть Burger&Lobster, недавно вышедшая за пределы Великобритании. 

24 ноября в Лондоне бизнесмены устроили настоящее соревнование, только вместо кулаков «размахивали» взглядами, мыслями и убеждениями, как политическими, так и о ведении бизнеса.

Дискуссию начал Евгений, который заявил, что до сих пор хочет вернуться в Россию, потому что не осилил английский. По поводу ощущений в момент отъезда он отозвался так: «Я не радовался, не напился, у меня свалилась гора с плеч, кроме усталости, я ничего не чувствовал. Не мог больше видеть ментовские рожи. Компания на тот момент была переписана на Тимура Артемьева, а он исчез с радаров на случай, если меня будут пытать, чтобы я не знал, где он, не смалодушничал и не мог компанию продать. Мы понимали, что сделали компанию, где доли каждого из нас стоят по 1,1 млрд американских рублей. Сейчас я понимаю задним числом, что за нее могли бы заплатить больше, чем заплатили».

В ответе за тех, кого отравили 

После чего бизнесмены перешли к насущным вопросам. Например, сколько людей отравил Зельман?

«Будете смеяться, но, кроме недавнего случая, когда у посетителя Maddox’a оказалась очень специфическая аллергия на тунца и он быстро уехал в реанимацию, это случалось два раза, — рассказал Михаил. — Один раз, кстати типичный случай, был в Балашихе, когда кто-то поранился, не купировал нагноение и начал работать. Второй случай был тоже в России сразу после празднования Нового года, когда мне позвонили из санэпидемстанции и сказали, что вся районная мэрия, которая праздновала у нас в ресторане «Колбасофф» корпоратив, отравлена. Я сразу посмотрел счет и увидел, что даже с 50%-ной скидкой, которую мы им сделали, у них счет был 30 000 долларов! Они просто выпили весь алкоголь, который у нас был».

Это сладкое слово — халява 

Затем бизнесмены перешли к обсуждению того, чем отличается российский потребитель от европейского.

«Российский потребитель до 2008 года мне знаком: он был веселый и падок на халяву, — начал Евгений. — Мы работали на доход и образование ниже среднего, то есть на нынешние 86 процентов населения. Их нужно было развлекать и создавать ощущение выгоды. При этом я всегда считал, что местный британский потребитель — это образованный человек, знающий, опытный, который все изучил, подготовился. Но совсем недавно у нас была такая ситуация. В одной из передач на телевидении сказали, что если купить сейчас 11-летний бурбон WhistlePig за 120 фунтов, то через 10 лет его можно продать и купить квартиру. У нас было 26 бутылок, и одновременно к нам в интернет-магазин пришло больше 100 оплаченных заказов. Так как люди скупили все везде, мы не смогли найти еще, чтобы отгрузить оставшимся покупателям, и это была огромная головная боль. Но мы сразу отдали всем деньги и еще 50 фунтов сверху. Попросили извинить. Тогда начались письма о том, что они нас засудят. В ответ мы написали, что знаем, что они посмотрели передачу и это недобросовестно. Но нам говорили, что не знают никакой передачи! А там передача вышла в 12:03, а заказы пришли с 12:03 до 12:08. Причем все говорят: «А мы не видели никакой передачи». И оказалось, что местные люди, хотя и в подъездах не гадят, и калоши не крадут, и лампочки светятся в подъездах, и все очень вежливые, а на халяву так же падки чудовищно… Но главный совет российскому предпринимателю здесь: научиться говорить и писать на этом языке. То, что Михаил умеет, а я до сих пор не могу».

С деньгами — направо, без денег — налево 

Далее беседа перетекла в плоскость плюсов и минусов ведения бизнеса в Великобритании. Михаил отметил, что «люди без денег уезжают в Америку, а люди с деньгами едут в Великобританию», и что старая британская пословица гласит: «Если хочешь стать в Англии миллионером, надо приехать сюда миллиардером».

На что Евгений пошутил: «Чтобы из миллиардера стать миллионером в Великобритании, надо пойти на поло. Это прекрасный спорт, но одна сессия — 10 000 фунтов. Здесь я инвестор. Когда ты понимаешь, что ты это не можешь, это не можешь, и это не можешь, надо сделать так, чтобы этим занимались профессионалы, а тебе надо им просто не мешать».

Михаил продолжил: «Если хочешь реализовать какие-то новые идеи, то, на мой взгляд, надо ехать в Америку. Мне кажется, что с новыми идеями можно зарабатывать там. А в Россию, чтобы заработать, можно возвращаться как на машине времени. В Англии же можно просто жить хорошо, ходить в Burger&Lobster или в магазин Жени за вином. Но важно также сказать, что зарабатывать в Англии можно — если ты профессионал своего дела… Когда мы сюда переехали, у нас висела карта города, и мой партнер Гоша Бухов-Вайенштейн педантично исходил все районы, в которых мы хотели бы открыть рестораны, а я очень долго разрабатывал рецепт бургера, потому что хотел сделать идеальный бургер. В моем случая, я стараюсь делать только то, что могу сделать лучше всех. Мы живем в очень конкурентное время, когда очень много всего происходит. И, на мой взгляд, можно быть успешным, только если вы делаете то, что вы по-настоящему любите и будете стремиться к тому, чтобы сделать лучше всех. Об этом мой монопродуктовый манифест, который я написал в России. Его суть состоит в том, что я верю, что в ресторане можно подавать всего одно блюдо и это будет выгодно для вас и для меня».

Как обустроить Россию

После монопродуктового манифеста наконец перешли к теме «Россия vs Великобритания».

Михаил начал с того, что обозначил основную проблему России. На его взгляд она состоит в девальвировании индивидуума и псевдопонимании самореализации. «Здесь мы крафстаманы: я, например, жарю шашлык, — объяснил Михаил, — а в России бизнесмены должны быть в какой-то мере помещиками. Если вы хотите жить в этой стране, вы должны знать своих соседей и поддерживать чистоту вокруг дома. Но если человек не в состоянии содержать в чистоте свой дом, о каких шубохранилищах можно говорить? Проблема Владимира Владимировича в том, что он очень соответствует нашему народу. А нужен кто-то типа Иисуса Христа, который будет не похож на всех… Я верю в экономику человеческого капитала, когда гармония с собой становится важнее материальных благ. В 90-е годы в нашей культуре стали доминировать деньги по очень простой причине: в России без денег страшно, а с деньгами более или менее».

На что Евгений, который горячо поддерживает идею «власти капитала» возразил: «Давай говорить честно. Ты все равно думал о деньгах, когда разрабатывал этот концепт. Это же очень круто — зарабатывать много! Это очень круто, когда к тебе очередь! Это очень круто, когда ты приехал из России и сделал концепт, который дико популярен!»

В свойственной ему мягкой манере Михаил добавил: «Хочу сказать, что порядок действий такой: сначала люди едят, от этого ресторан становится популярен, потом они платят, и только потом я могу прийти и забрать деньги. Надо понимать, что мы не поколение миллениум, мы старые пердуны-фермеры, мы очень олд-фэшн бизнес. Почему это работает? Первый заказ еды через интернет был в 1991 году, и это была пицца хат, при этом на сегодня через сайты заказывают 10 процентов еды, 90 процентов по-прежнему заказывают через телефон, при этом рынок колоссальный. Должно пройти несколько поколений, чтобы менталитет поменялся».

В целом, встреча доказала, что можно уважать друг друга, поддерживать и оставаться хорошими людьми, даже имея принципиально противоположные взгляды.

IMG_6617
Евгения Чичваркина и Михаила Зельмана «вызвали к доске»
IMG_6625
Михаил Зельман
IMG_6606
Евгений Чичваркин

IMG_6609