«Эссенциализм»: как делать меньше, но лучше

Все мы хотим успевать больше за меньшее время. Но что если на самом деле нам это не нужно? Писатель и бизнес-тренер Грег МакКеон, преподававший в компаниях Google, Facebook, LinkedIn, Twitter и многих других, уверен, что тратить свое бесценное время человек должен только на самое важное. Мы прочитали его книгу «Эссенциализм» и делимся основными мыслями и советами, которые позволят вам делать меньше, но лучше. 

Путь эссенциалиста состоит не в том, чтобы пообещать себе: «С первого января я стану чаще говорить «нет», и не в том, чтобы наконец-то почистить папку «Входящие» в почте, и даже не в том, чтобы найти для себя новую стратегию тайм-менеджмента. Эссенциалист постоянно задает себе вопрос: «А тем ли я занимаюсь?» В мире существует столько возможностей и дел, что на все у нас не хватит ни времени, ни ресурсов. И пусть многие из них кажутся нам интересными, по-настоящему необходимых всего несколько. Путь эссенциалиста учит нас видеть, что действительно важно, то есть рассматривать все существующие варианты и выбирать только самые ценные.

Эссенциализм не помогает вам выполнять больше дел, а учит тому, как выбирать правильные занятия. Но в то же время вы не делаете меньше просто для того, чтобы делать меньше. Эссенциализм — это умение мудро вкладывать свое время и энергию в исключительно важные дела для достижения максимальной эффективности.

Путь эссенциалиста означает отказ от убеждения, что мы можем успеть все. Вместо этого он требует, чтобы мы реально смотрели на вещи и принимали тяжелые решения. Зато во многих случаях одно такое решение избавит вас от необходимости тысячи раз делать выбор в будущем, а значит, вам не придется снова и снова задавать себе один и тот же вопрос.

Удивительно, но именно стремление к успеху может стать причиной неудачи. Иными словами, собственные успехи отвлекают ваше внимание от более важных вещей, которые и привели вас к ним. Парадокс успеха можно наблюдать повсеместно. В своей книге How the Mighty Fall Джим Коллинз рассказывает о компаниях, которые когда-то были фаворитами Уолл-стрит, но потерпели крах. Он делает вывод, что постоянное стремление к большему и отсутствие дисциплины подтолкнули их к гибели. Такое случается и с компаниями, и с теми, кто в них работает.

Когда мы пытаемся успеть все, что можно, и получить все, что хотим, то в итоге очень часто обнаруживаем себя там, где ни за что бы не оказались по собственной воле. Если мы сами не можем выбрать, на что направить свое время и энергию, за нас это делают другие: начальство, коллеги, клиенты или даже члены семьи. Через какое-то время мы перестанем понимать, что действительно имеет для нас смысл. Итак, мы либо сами принимаем решения, либо позволяем другим людям контролировать нашу жизнь.

0021

Вспомним об Уоррене Баффете, который сказал, что его инвестиционный стиль основан на бездействии, граничащем с ленью. Он имел в виду, что его компания делает мало вложений, но если делает — то на длительный срок. В книге The Tao of Warren Baffet Мэри Баффет и Дэвид Кларк объясняют: «В самом начале своей карьеры Уоррен понял, что невозможно принять сотни верных инвестиционных решений, поэтому он решил вкладывать деньги только в тот бизнес, в котором он уверен, но ставить на него помногу. 90% его состояния вложено всего лишь в 10 предприятий. Иногда то, чего вы не делаете, так же важно, как то, что вы делаете».

Реальность такова: мы живем в мире, где почти все не имеет значения и лишь очень малое количество вещей чрезвычайно важны.

Главный актив, который нам доступен, — это мы сами. Если мы недостаточно вкладываем в самих себя, то есть в наш разум, наше тело и наш дух, мы подвергаем опасности тот инструмент, с помощью которого можем принести наибольшую пользу. Самый распространенный способ, каким люди, особенно амбициозные и успешные, подвергают опасности этот актив, — это недостаток сна.

Правило 90% можно применять в случае любого выбора или дилеммы. Когда вы оцениваете какой-то вариант, подумайте о самом важном критерии и оцените его по шкале от 0 до 100. Если определенный вариант получит оценку ниже 90 — отбросьте его. Это поможет вам избежать нерешительности при выборе альтернатив с оценками от 60 до 70.

Говорить «нет» — это способность лидера. Это не просто второстепенный навык. […] Том Фрил, бывший генеральный директор Heidrick&Struggles, однажды заметил: «Нам нужно научиться медленному «да» и быстрому «нет».

Психолог Том Стэффорд предлагает простое лекарство от эффекта владения. Вместо того, чтобы спрашивать себя: «Насколько я ценю этот предмет?» — задайтесь вопросом: «Если бы он мне не принадлежал, сколько бы я был готов за него заплатить?» Этот прием можно применять не только к физическим предметам, но и к возможностям или обязанностям. Не спрашивайте себя, что будет, если вы упустите эту альтернативу. Сформулируйте это так: «Если бы у меня не было данной возможности, скольким я был бы готов пожертвовать, чтобы ее получить?» Точно так же можно проверить и свое отношение к работе: «Если бы я не был занят на этом проекте, на что бы я пошел, чтобы меня приняли?»

Когда мы признаем ошибку, она становится нашим прошлым. Если же мы отрицаем свою неправоту, то продолжаем ходить по кругу. В признании ошибок нет ничего постыдного. По крайней мере, мы показываем, что стали мудрее, чем были в прошлом.

Когда эмоции заставляют нас делать что-то неподходящее или быть не собой, полезно прислушаться к мнению со стороны. Найдите человека, который не вовлечен в сложившуюся ситуацию и на которого никак не повлияет ваш выбор. Если он не одобрит ваше поведение, то скажет об этом напрямую.

Устанавливать границы нужно не в тот момент, когда вас о чем-то просят, а гораздо раньше: так, чтобы люди, любящие переложить свои проблемы на других, не осмеливались к вам подойти. Помните, если они будут решать свои проблемы самостоятельно, это принесет пользу всем: не только вам, но и им самим.

Случалось ли вам недооценивать, какое количество времени у вас займет то или иное задание? Если да, то в этом мире вы не одиноки. Это распространенное явление называют ошибкой планирования (planning fallacy). Термин, придуманный Канеманом в 1979 году, обозначает тенденцию недооценивать количество времени, необходимого на выполнение задания, даже если человек уже выполнял это задание ранее. […] Чтобы защитить себя от ошибки планирования, всегда добавляйте 50% к тому сроку, за который вы рассчитываете завершить задание (и если вам кажется, что 50% — это слишком, вспомните, как часто работа над тем или иным проектом занимала у вас в полтора раза больше времени, чем вы планировали).

Эссенциалист понимает, что в реальной жизни мы не можем предвидеть всего или подготовиться к каждому мыслимому развитию событий. Будущее слишком туманно. Именно поэтому эссенциалисты создают для себя буферы, чтобы уменьшить влияние неопределенности на свою жизнь.

Эссенциалисту недостаточно поверхностных решений. Он не борется с очевидными симптомами болезни, а ищет ее причину. Эссенциалист задает себе вопрос: «Что именно мешает мне достичь важной цели?» Пока обычные люди бьют и бьют по каждому гвоздю и нагромождают один временный «костыль» на другой, эссенциалист вкладывает свое время в удаление скрытых препятствий. Он не просто решает проблему — он минимизирует свои усилия, но при этом максимизирует результат.

В Кремниевой долине есть популярная присказка: «Чем сделать идеально, лучше просто сделать». Это не значит, что не нужно доводить свои продукты до совершенства. Важно делать лишь то, что необходимо, и не тратить время на бессмысленные мелочи. В предпринимательстве эта идея отражена в концепции минимального жизнеспособного товара. Минимальный жизнеспособный товар — это самый простой продукт, который тем не менее может оказаться ценным для целевой аудитории. По аналогии с минимальным жизнеспособным товаром давайте руководствоваться принципом минимального жизнеспособного прогресса. Задайте себе вопрос: «Какой минимальный успех принесет пользу и ценность для достижения конечного результата?»

Десять минут, вложенные в проект за две недели до дедлайна, часто приносят больше пользы, чем несколько часов работы в бешеном темпе в ночь перед сдачей.

Четкий распорядок дня — это самый мощный инструмент для преодоления препятствий. Не имея определенного режима, мы постоянно отвлекаемся на бессмысленные и ненужные раздражители. Но если включить важные дела в свою повседневную рутину, то скоро мы начнем выполнять их на автопилоте.

Снимок-экрана-2016-01-29-в-12.30.03 эссенциализм

Фото: интернет