Анна Никитина: «Чем хуже погода, тем больше мы радуемся»

Анна Никитина

Анна Никитина, год проработавшая в ЦБ и еще три — в Coca-Cola, последние два года развивает собственную сеть химчисток Delicato вместе с партнером Сергеем Кочураевым, который до этого работал в «Дельта банке», «ВТБ24» и «Связь банке». О том, каково это — уйти из корпоративного бизнеса в свободное плавание — она рассказала в интервью главному редактору FinBuzz. 

Еще во время учебы на первом курсе в Высшей школе экономики по специальности «госуправление» Анна решила пройти практику в ЦБ. На четвертом курсе ее взяли туда на работу, и целый год она занималась проверкой коммерческих банков на правильность ведения документации. «Это было ужасно скучно!» — со смехом вспоминает Анна. Первое время у нее, конечно, была эйфория: она чувствовала себя очень важной и годилась тем, что совмещает работу с учебой. «Но через два месяца я поняла, что схожу с ума. Моя работа строилась таким образом: неделю я сидела в каком-нибудь банке и сверяла цифры из одной колонки с цифрами из другой. Если где-то они расходились — помечала красным. Так проходила неделя. Но это была еще самая веселая часть работы, потому что потом я возвращалась обратно в ЦБ на неделю и писала отчет, который занимал два дня, а три дня я сидела, смотрела в стол и понимала, что деградирую», — рассказывает Анна.

При этом она совершенно не знала, чем хочет заниматься. На университетском форуме она увидела вакансию в сфере подбора персонала в рекрутинговом агентстве и решила попробовать. «Во-первых, это было общение с людьми, а не работа с бумажками, а во-вторых, я решила, что пока буду набирать людей на разные специальности, послушаю, кто чем занимается, и решу для себя, чего хочу», — объясняет она.

В итоге, ей эта сфера деятельности очень понравилась, и она стала в ней развиваться. Через некоторое время из консалтинга и поиска сотрудников для других компаний Анна ушла во внутренний HR — в компанию Coca-Cola. Сначала она работала в подборе, потом перешла в главный офис на позицию Talent Supervisor. «Мне очень нравились темпы, потому что там нужно было все время бежать. Это мотивировало, к тому же были перспективы роста. Но вместе с этими перспективами роста нарисовались перспективы частых командировок. Мой руководитель расписал мне ближайшие полгода, и когда я с этим листочком пришла к мужу, он сказал, чтобы я увольнялась. Это был жуткий стресс, потому что к тому моменту я проработала в компании уже три года и уходить совсем не хотела», — вспоминает Анна.

Сначала она попыталась найти позицию внутри компании, на которую можно было бы перейти, но все варианты были либо неинтересные, либо такие, что, если продвигаться дальше по карьерной лестнице, то все равно будут командировки — может, не сразу, но через год. Поэтому ей все-таки пришлось уйти.

«У меня была полугодовая депрессия, потому что я не понимала, куда двигаться дальше. По тому направлению, по которому я работала до этого, во всех западных компаниях одна и та же история — очень много командировок. А в какую-то маленькую компанию уходить не хотелось, потому что мне это уже было бы неинтересно», — рассказывает Анна. Муж попытался ей помочь, начав задавать вопросы о том, чего она хочет, но получал в ответ только «не знаю». Тогда он пошел от обратного и спросил, чего она делать не хочет? «Я не хочу стирать и убираться — это все меня бесит», — подумав, сказала Аня. На что муж ей сказал, что наверняка это бесит еще кого-то, поэтому можно подумать в этом направлении. Перебрав различные варианты, они остановились на химчистке и начали изучать рынок.

Муж порекомендовал Анне своего друга Сергея Кочураева, который в тот момент ушел из банка и тоже искал работу. Сейчас он является генеральным директором компании и берет на себя огромный пласт работы, потому что Аня год назад родила ребенка и не может сама заниматься всеми операционными вопросами.

Первое время они хотели работать по франшизе, ездили в различные химчистки, где им все объясняли. Но потом решили все-таки развивать собственный бренд Delicato, договорившись с одной из компаний о том, чтобы чистить вещи у них. Два года назад они открыли первый пункт приема в магазине «Бахетле» на Сухаревской. Через год существования Delicato Анна и Сергей нашли человека, у которого была своя фабрика, но он не хотел ею заниматься, и они ее у него арендовали. А в дальнейшем у них появилась собственная фабрика, куда они закупили новое оборудование, и теперь занимаются чисткой разнообразных вещей: и текстиля, и кожи, и пуховых изделий.

Сейчас сеть насчитывает четыре пункта приема, пятый откроется в следующем месяце, а шестой — в сентябре. Кроме того, активно развивается направление онлайн-заказов.

«Поначалу у нас не было четкого понимания, кто наша целевая аудитория. И сейчас у нас есть некоторое разделение людей: в пункты приема в основном приходят женщины 40-45 лет, а онлайн-заказы делает более молодая аудитория от 25-30 лет, которым жалко свое время», — говорит Анна. Основной сегмент — средний класс плюс — люди, для которых химчистка — это не роскошь, они ею пользуются регулярно. Кроме того, есть ряд корпоративных клиентов — йога-студии, рестораны и т.д.

Примерно год ушел у Анны на то, чтобы полностью погрузиться в эту сферу. «Когда мы открылись, у нас была эйфория и совершенно не было представления о том, как это на самом деле должно работать. Мы написали бизнес-модель, в которой половина всего не была учтена, у нас были абсурдные предположения, что через пять месяцев мы будем в плюсе и кучу денег заработаем. Но, конечно, все было совсем не так», — делится воспоминаниями она. И через какое-то время эйфорию сменило уныние, потому что были совсем не те объемы и не те ресурсы, на которые изначально мы рассчитывали.

«Самым сложным было наблюдать, как в первые месяцы деньги уходили, а эффекта никакого не было. Это было очень тяжело морально. Поэтому надо изначально себя настраивать, что ты вкладываешься, чтобы получить что-то потом. И вообще не факт, что что-то получишь», — говорит Анна.

В первые месяцы даже близкие друзья не решались отдать свои дорогие вещи к ним в химчистку. Зато сейчас у Delicato около 1000 постоянных клиентов, и в начале этого года компания вышла на самоокупаемость. На открытие одного пункта приема уходит примерно 300 000 рублей. Средний чек составляет 2500 рублей. Сейчас химчистка приносит прибыль, но пока что не получилось вернуть первоначальные вложения, хотя если все будет идти так же хорошо, как идет, то это получится сделать к осени.

«Самый лучший сезон для нас — весна, а плохой — лето. Во-первых, все разъезжаются, во-вторых, испачкаться негде. А чем грязнее на улице, чем хуже погода, тем больше мы радуемся», — улыбается Анна. Но этим летом пока что из-за плохой погоды объемы продолжают расти.

Всего в компании работает 25 человек, из которых десять — на фабрике. Непросто было найти хороших технологов и гладильщиков, но сейчас Анне очень нравится ее команда. «У нас недавно случился форс-мажор на фабрике, и вся команда осталась там ночевать, хотя им никто за это ничего не обещал. Причем ночевать пришлось несколько дней, и на второй день мы туда даже кровать поставили. У нас отличная команда, и я уверена, что именно на людях все строится», — рассказывает она.

«Москва большая, и здесь такая сильная конкуренция, поэтому если мы займем 30% рынка, как хотелось бы, уже будет здорово», — говорит она о дальнейших планах. Анна очень радуется тому, что наконец-то виден результат. «Мне нравится, что даже из наших знакомых в последнее время все больше людей стали к нам приходить. Нравится, что уже есть чем гордиться, что есть свой капитал: машины, фабрика, персонал», — перечисляет она.

Анна признается, что раньше ее посещали мысли о возвращении в большую корпорацию. «Своя романтика в корпоративном бизнесе определенно есть: dress code, утренний кофе, проверка почты в open space, когда сотни людей трудятся над одними задачами — это особенная энергетика. Но потом ко мне пришло понимание того, что если растить свой бизнес, то все эти атрибуты легко можно будет воплотить в жизнь и реализовать уже в соответствии со своими ценностями. Сейчас многое в моих руках и есть куча интересных возможностей, которые ждут впереди. В данный момент возвращаться в корпорацию я не хочу и надеюсь, что не придется. Верю, что у нас получится создать компанию, у которой будет свой особенный корпоративный дух, и для сотрудников она станет вторым домом», — говорит Аня.

Анна Никитина и Дарья Рябова (FinBuzz)
Анна Никитина и Дарья Рябова (FinBuzz)

Анна Никитина_DSC6079Фото: Светлана Беканова