Андрей Звездочкин: «Важно найти компанию, которая будет разделять ваши ценности»

Андрей Звездочкин ("Атон")

В четверг, 2 февраля, в Московской школе управления «Сколково» в рамках стипендиальной молодежной программы «Выше мечты» перед студентами выступил генеральный директор компании «Атон» Андрей Звездочкин. Он рассказал, как строилась его карьера, а также ответил на все вопросы присутствующих. 

FinBuzz выбрал основные моменты из его выступления:

Я заканчивал школу, когда в стране во всю шла перестройка. Было непонятно, к чему это приведет, и, когда нужно было принимать решение, куда пойти учиться, я не знал точно, чего хочу. Добрые люди дали мне совет поступать в Московский технологический авиационный университет, и я прошел в этот технический вуз с не очень высоким, надо признать, качеством обучения на тот момент. В стране шел 1991-1992 год, эпоха Советского Союза закончилась, наступала новая экономика. Семья наша была небогатая, нужно было зарабатывать на жизнь, поэтому с первого курса я начал поиск того, чем заняться, и этот поиск часто был случайным. Методом проб и ошибок в 1994 году я попал в процессинговую компанию Union Card — российский аналог Visa и MasterCard. Мне нужно было искать торговые предприятия, продавать услуги процессинговой системы и объяснять, зачем им вообще нужны карты. Это была сейлзовая работа, которая, с одной стороны, самая распространенная в Российской Федерации — все мы кому-то что-то продаем, а с другой стороны, это такая работа, которая многое дает. Поэтому всем рекомендую когда-нибудь себя в этом попробовать, потому что вся наша жизнь, в общем-то, связана с продажами, и этот опыт бесценен.

Работа в продажах всегда непростая. Для того, чтобы стать успешным, необходимо быть целеустремленным. Эта работа дает очень много с точки зрения коммуникаций. Она учит тому, что нужно слушать человека, с которым общаешься. Любая успешная продажа — это умение внимательно слушать и пытаться понять, что нужно вашему клиенту. Оптимизм, энергичность, работа с возражениями — набор качеств, который очень помогает, в какой бы сфере ни развивалась дальше ваша карьера.

С 1999 по 2004 год я работал в «МДМ Банке», который в тот период очень быстро развивался по всем направлениям. Это был крайне интересный этап моей профессиональной карьеры. В 2004 году поступило предложение от «Тройки Диалог». Тогда я не очень понимал, что такое инвестиционный бизнес и инвестиционный рынок, долго вел переговоры с Рубеном Варданяном и Павлом Теплухиным. Мне понравилась компания и индустрия, и с тех пор я на этом рынке задержался и рад этому, потому что инвестиционно-банковский бизнес фантастически интересный.

Я восемь лет проработал в «Тройке Диалог». Когда компания стала объединяться со Сбербанком, наступил момент, когда надо было определяться со своими дальнейшими профессиональными перспективами, и в это время поступило предложение от компании «Атон». Нужно было выбирать – либо оставаться в Сбербанке, либо уходить в предпринимательскую структуру, и я предпочел уйти туда, где больше риска, больше возможностей, связанных с твоими персональными достижениями, и больше ответственности.

Сейчас в профессиональном плане я счастливый человек — нахожусь в индустрии, которая мне нравится, и в той компании, которая мне очень нравится. Я работаю с выдающимися людьми, которых объединяют одни ценности и амбиции. Но попал я сюда, не потому что мечтал об этом со школьной скамьи. Отсюда одна из моих рекомендаций: пока не попробуешь — не поймешь, надо пробовать себя в разных направлениях, и только опыт подскажет, оказались вы в правильном месте или нет.

Первый совет — двигаться, пробовать, не сидеть на месте, а искать возможности. Это, кстати, относится и к любому человеку, который делает бизнес.

Другой важный совет — брать риск. Часто люди боятся рисковать и застревают в зоне комфорта. Есть крупный банк, возможностей никаких, но вроде все надежно; есть перспективные варианты вне банка, но как-то страшно и боязно. Люди в таком полупенсионном состоянии зависают, вся жизнь так проходит, и, как правило, в итоге оказывается, что огромный банк — это не так уж консервативно… И примеров тому миллион. 99% людей боятся изменений. Есть малая категория людей, которая на эти изменения по разным причинам смотрит с открытым взором и пытается найти в них возможности. Как правило, в любых изменениях этих возможностей полно. Если вы к ним открыты, они тоже к вам открыты. Если вы их боитесь, закрываетесь, пытаетесь эти изменения остановить, они все равно наступят, но ваша позиция будет проигрышной.

Третий совет — быть позитивным, видеть больше плюсов, меньше минусов. Это в целом по жизни помогает не опускать руки и двигаться вперед.

У каждого из нас есть определенный набор ценностей, и важно найти ту компанию, которая будет исповедовать те же ценности, что и вы. В противном случае вам будет тяжело, вы будете страдать, а не получать удовольствие от работы.

Один уважаемый профессор в стенах бизнес-школы «Сколково» сформулировал важное правило: если вам нет 35 лет, вы можете работать над своими слабыми сторонами, бороться с ними, улучшать и так далее. Если вам более 35 лет, забудьте о работе над своими слабыми сторонами и прокачивайте ваши сильные качества. Если вы посмотрите на лидеров успешных компаний, вы заметите, что они все очень разные по своим качествам. Очень важно в какой-то момент понять, в чем ваша сила и в чем слабые стороны, и искать то направление деятельности, которое позволит вам в полной мере реализовать ваш потенциал – реализовать потенциал вашей компании.

Признаюсь, времени свободного мало, поэтому я мало читаю художественную литературу и стараюсь больше читать те книги, которые имеют отношение к профессии. Если выделить одну книгу, то я бы отметил книгу Нассима Талеба «Антихрупкость», она обо всем – и о бизнесе, и о личном, и о законах природы. Есть универсальные законы, которые действуют в самых разных областях, и в этой книге они прекрасным образом описаны, я бы настоятельно рекомендовал с ней ознакомиться.

Мир изменился. Знаете, как раньше строилась стратегия? Вы формулируете, где хотите быть и где находитесь сейчас, и определяете путь, как из текущего состояния попасть в желаемое. Сейчас, в современном мире, где технологии меняют индустрии, рынки, просто переворачивают все в один момент с ног на голову – если вы нарисуете видение того, где хотите быть, крайне маловероятно, что вы в нем окажетесь – будущее такое интересное и непредсказуемое. Поэтому есть множество возможных вариантов, где вы можете оказаться, и, соответственно, вы не можете определить конкретный путь, стратегию, куда вы идете, что делаете и где окажетесь.

В этой общей ситуации неопределенности для нас в «Атоне» есть фундамент, на котором мы строим свой бизнес. Этот фундамент прочный и не меняется много лет, это наши ключевые ценности, которые разделяет наша команда.

Выступление Андрея Звездочкина перед студентами
Выступление Андрея Звездочкина перед студентами
Выступление Андрея Звездочкина перед студентами
Выступление Андрея Звездочкина перед студентами

Фото: организаторов